Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава V, стихи 8-19.
Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к Ефесянам с воодушевляющей речью, в которой просит их блюсти свое христианство и не возвращаться к прошлой греховной жизни. Он знает, что в любой общине бывают проблемы, но всякий раз, даже тогда, когда он говорит о проблемах, он возвращается к одобрению учеников, подчеркивая, что они много потрудились и преодолели большой путь. Свет и тьма — это диаметрально противоположные вещи, между ними нет ничего общего. Способен ли человек на такие перемены? Вот он был язычником или, скажем, неверующим, а затем поверил, и жизнь его изменилась... Но что могло стать другим? Дом, в котором он живет, — прежний, семья тоже... Как и многие бытовые стороны жизни. Но апостол не случайно пишет, что теперь они — «свет в Господе». Они не просто изменили мировоззрение, не просто сменили работу или место жизни, хотя иногда это было необходимо. Они стали Божьими. И от этой новой принадлежности зависело всё остальное. Что же значило быть в Господе? Ответ апостола прост: поступайте как чада света. Если вы выбрали Господа, в вас присутствует Дух Святой и плодами этого присутствия должна быть благость как наполненность добром, и праведность как желание жить по правде Божией, и истина как способность видеть и оценивать всё так, как оно есть.
Иногда люди думают, что, став христианином, человек получает эти дары во всей полноте, однако это, конечно, не так. Неслучайно апостол говорит: испытывайте, что есть благоугодно Богу! И это значит, что быть Христианином — это не пребывать в спокойствии со сборником ответов на все вопросы в руках, но вести напряженную нравственную жизнь, всякий раз задумываясь, как поступить по-Божьему.
К сожалению, многие люди думают, что, придя в храм, можно перестать принимать нравственные решения. Если есть заповеди, значит все события и поступки можно просто разложить по соответствующим полочкам и разделить на хорошее и плохое. И всё же, судя по словам Христа, такое разделение может произвести только Бог... Мы же со своей стороны всё время должны принимать решения исходя из желания блага, праведности и истины. Правда, и здесь нас подстерегает опасность, ведь по слову того же апостола, без любви все эти добродетели могут оказаться бессмысленными. Но, что еще хуже, по опыту жизни мы знаем, что на их месте могут возникнуть их темные двойники, тогда мы будем не желать добра, а причинять его любой ценой, заботиться не о подлинной праведности поступка, но о мнимой собственной праведности, и даже стремление к истине может стать безжалостным правдоискательством...
Несколько позже апостол призывает учеников дорожить временем и поступать осторожно, потому что дни лукавы... Это последнее слово иногда понимается как особенность последних времен, в которые христиане должны быть бдительными... Люди начинают искать знаки, которые делают их времена жизни лукавыми, и беспокоятся о том, что их обманом заставят делать зло. Однако самый страшный обман не внешний, а внутренний, ведь оставаясь христианином внешне, можно изменить Богу внутренне, просто перестав любить. И напротив, того, кто искренне любит, Дух наставит на всякую истину.
Иерей Стефан Домусчи
Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Проказа была страшной болезнью. Во времена Христа от нее не было совершенно никаких лекарств, а потому ее еще называли «царской язвой», поскольку исцелить от нее мог лишь царь мира Господь. Человек, который заболел проказой, становился изгоем. Ему запрещалось подходить к людям ближе, чем на 45 метров. Поэтому нередко зараженные жили в изоляции. Иногда они собирались в группы и скитались около поселений в надежде получить подаяние. Они просили его издалека. Вот именно такие люди и встретились Спасителю.
Они начинают кричать издалека: «Иисус Наставник! помилуй нас». В ответ на эту просьбу Господь посылает их показаться священнику. Зачем Он это делает? Дело в том, что проказа считалась наказанием Божиим и была для многих свидетельством, что человек тяжко согрешил. Ему не разрешалось принимать участие в богослужении. Поэтому именно священнослужитель осматривал больного и свидетельствовал, что тот выздоровел, после чего приносилось благодарственное жертвоприношение. А потому тот факт, что Спаситель отправляет прокаженных к священнику, свидетельствует о том, что Он собирается их исцелить. И действительно, по дороге они видят, что болезнь их оставила.
Примечательно то, что только самарянин, когда увидел, что исцелен, возвращается поблагодарить Христа. Хотя также, как иудеи, он должен был пойти в свой храм и там пройти соответствующий ритуал. Он падает ниц к ногам Спасителя, то есть, совершает перед ним поклонение как перед Царем и Богом. Всё это свидетельствует не только о его горячей вере, но и благодарности. За это Господь и говорит ему: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». Он обещает ему то спасение, которое наследовали все Его ученики, то есть Царство Небесное, участником которого он становится за свою благодарность.
Почему же не вернулись иудеи? Обращаясь ко Христу, они рассчитывали на это чудо, как дети Авраама, как единоплеменники Спасителя. А потому они приняли исцеление как само собой разумеющееся, как должное. Очистившись, они спешат в первую очередь исполнить ритуал. Поэтому Господь и сокрушается о них: «не десять ли очистились? где же девять?» Как говорит святитель Григорий Палама, «невернувшихся же, Он порицал своим молчанием об их спасении. Так Он показал, что они потеряли спасение души». Печально, но Бог так и остался для них тем, кого они так и не узнали лично.
Итак, перед нами рассказ о значении благодарности Богу. Зачастую мы принимаем Его милость как само собой разумеющееся. Требуем, получаем, но не спешим или просто забываем Его поблагодарить. Но не поэтому ли так часто Он остается для нас Кем-то далеким, а подчас и чужим. Сегодня Евангелие показывает нам: лишь благодарному сердцу Господь открывается лично и вводит того, кто им обладает, в Свое Небесное Царство.
Иерей Дмитрий Барицкий