Послание апостола Павла к евреям. Глава XI, стихи 9-10, 17-23, 32-40.
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Для Священного Писания тема веры является одной из ключевых. Ей посвящен и сегодняшний отрывок. В связи с этим хорошо было бы задуматься, а что такое вера? Каким качеством обладает верующий человек? Сегодня хотелось бы указать на одно свойство веры, на которое мы редко обращаем внимание. Верующий человек — это тот, кто отказывается полностью своими силами контролировать ситуацию.
И причина этого проста. В нем живет глубокое ощущение того, что рядом постоянно присутствует Сила, которая намного могущественней его, и которая способна восполнить начатое дело, довести, если потребуется, его до конца. То есть, вера — это доверие Богу и Его Промыслу. Отказ полагаться лишь на свой опыт и разум, сотрудничество с Творцом. А поэтому порой признак подлинной веры — принятие той мысли, что всё может пойти не так, как я запланировал, не так, как я себе представлял, не так, как мне хочется, потому что у Бога могут быть иные планы на этот счет. Вера живет там, где есть смирение перед непредсказуемостью этой жизни. Перед тем, что завтра всё, вопреки моим представлениям, может перевернуться с ног на голову. Она возможна там, где есть надежда на то, что даже если ты будешь падать, в последний момент тебя обязательно подхватят.
И сегодня апостол Павел приводит многочисленные примеры верующих людей, о который нам рассказывает Священное Писание. Все они однажды нашли в себе силы полностью довериться Богу. И несмотря на то, что жизнь ставила их порой в очень сложные ситуации, умели полагаться на Его таинственный Промысл.
Указывая на судьбы этих людей, апостол словно предостерегает нас от стремления полностью контролировать свою жизнь. Он словно говорит, что даже если нас посетит мысль, что мы держим ее в руках, это не более, чем иллюзия. Ведь уже в следующий момент сработает механизм Божественного Промысла, почва уйдет из-под ног, и мы окажемся в ситуации человека, о котором говорит апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».
По этой причине будем помнить, что очень часто, пытаясь просчитать все риски, тщательно распланировать каждый свой шаг, мы не оставляем места для действия Бога. И не то страшно, что Господь может наказать за это оскудение веры и доверия к Себе. Страшнее то, что в ответ на эту настырность Он может просто уйти из нашей жизни. «Хочешь сам, хорошо, давай сам. Я не буду вмешиваться». А потому будем учиться порой отпускать ситуацию. Да. Это не простой путь. Это путь проб и ошибок. Много ссадин и синяков можно заработать человеку, прежде чем он сможет понять, что зависит от Бога, а что от его собственных сил. Однако лишь идя по этому нелегкому пути, мы сможем приобрести не шаблонную, а живую веру, о которой и говорит сегодня апостол Павел.
Иерей Дмитрий Барицкий
Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
В сегодняшнем чтении мы слышим начальные стихи Евангелия от Матфея, которые посвящены описанию родословной Иисуса Христа. Помню, когда я сам в подростковом возрасте впервые обратил внимание на это чтение в храме, оно показалось мне очень загадочным и интересным, ведь за каждым именем скрывалась история целой жизни, история взаимоотношений с Богом и людьми, нравственных решений и поступков. Целый мир за каждым из них. И всё же, все эти подробности изложены в других книгах Библии, каждая в своем месте, потому что при всех многочисленных именах начало Евангелия от Матфея посвящено Иисусу Христу — с Него оно начинается и Им заканчивается.
Но если оно сконцентрировано на Нем, для чего столько говорить обо всех этих людях! Не лучше ли говорить о Боге? Но в том то и дело, в том и особая важность приближающегося праздника Рождества Христова, что Бог входит в самую сердцевину человеческой жизни, становится одним из нас и даже обретает человеческую родословную. Неслучайно сегодняшнее апостольское чтение так и начинается: «родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Впрочем, в конце этого родословния внимательного читателя и слушателя ждет немалое удивление, потому что завершается оно следующими словами: "Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Христо"с. Люди не знакомые с христианством не удивятся, посчитав, что Иисус — сын Иосифа. Но сам Евангелист видит всё совершенно иначе. Он говорит, что Авраам рождает Исаака и, даже упоминая женщину, он говорит, что Давид рождает Соломона от той, что была за Урией, то есть точно следует мужской линии. И только в случае с Иосифом этот порядок нарушается, и он говорит: Иосиф муж Марии, от которой родился Христос. Иными словами, текст, который назван родословной Иисуса при ближайшем рассмотрении оказывается родословной Иосифа. Но для чего он нам, если Нас интересует Иисус Христос?
Евангелист знает, что Мессия должен был происходить из рода Давидова. Кроме того, он знает, что Мария стала беременна без мужа, силой Духа Святого, хотя и после обручения с Иосифом, но до того, как они сочетались. Как же ему показать родство с Давидом Того, Кто не имел земного Отца? Единственным способом. Он знает, что по правилам евреи вступали в брак внутри одного колена и показывая родословие Иосифа, тем самым показывает родословие Христа по Матери, потому что ясно, раз они обручены, значит относятся к одному роду. Итак, Бог во Христе становится причастен миру человеческому, чтобы и мы стали причастны миру божественному. Но кто же может удостоиться такой великой чести? Разве может это быть для кого-то доступно? Когда-то иудеям казалось, что если уж кто-то и может войти в особенные отношения с Богом, то это они. Однако из родословной, которую приводит евангелист мы узнаем, что предками Христа были не только потомки Авраама, но и ханенаянка Раав, хетянка Вирсавия, моавитянка Руфь. Среди них были не только праведники, но и грешники. И всё потому, что Христос пришел ко всем людям, чтобы всем открыть возможность жизни с Богом.
иерей Стефан Домусчи