Расписание богослужений

исцеление-слепого 1Первое послание к Тимофею святого апостола Павла. Глава I, стихи 15-17.

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Апостолы — ученики Иисуса Христа — были людьми разными — и по характеру, и по степени своей образованности. Тем не менее, все они посвятили себя служению Богу и Церкви, но осуществляли проповедническую деятельность, опять же, в разном ключе. Кто-то из апостолов занимался исключительно устной проповедью учения Христа, а кто-то в дополнение к ней направлял тем или иным христианским общинам послания. Так поступали, например, апостолы Петр, Иаков, Иоанн Богослов.

Наиболее плодовитым писателем из числа учеников Христа оказался апостол Павел. После себя он оставил четырнадцать посланий, которые стали частью новозаветного раздела Библии. В своих посланиях, адресованных христианским общинам разных городов, а также частным лицам, Павел разъясняет особенности христианского вероучения и призывает последователей Христа быть достойными своего Божественного Учителя.

На страницах написанных им произведений апостол Павел ведет себя как очень искренний и честный человек. Он не пытается скрыть своего прошлого, когда он был не апостолом Христа, а наоборот гонителем учеников Спасителя. Биография Павла являет нам пример кардинального жизненного переворота, который воспринимается не иначе, как чудо. О своем обращении в христианство как о ярком доказательстве участия Бога в жизни каждого человека апостол Павел рассуждает в Первом послании к Тимофею, отрывок из которого мы только что слышали.

Тимофей, которому адресовано прозвучавшее послание, был одним из ближайших учеников апостола Павла. Молодой проповедник сопровождал Павла во время его миссионерских путешествий, а затем стал главой христианской общины Эфеса. Это было не самое простое место служения. В Эфесе середины первого века по Рождестве Христовом был очень силён языческий культ Артемиды Эфесской. Наличие агрессивного языческого окружения подталкивало некоторых эфесских христиан к тому, чтобы делить людей на «своих» и «чужих», относиться к язычникам с некоторой долей враждебности.

Направляя послание Тимофею, апостол Павел призывает своего ученика, а через него и всю Церковь Эфеса вспомнить о том, что Христос пришел в наш мир спасти не праведников, а грешников. И одним из тех грешных людей, ради которых Сын Божий умер на Кресте, Павел в послании прямо называет самого себя. Павел, которого в молодости звали Савлом, до обращения в христианство был одним из самых последовательных гонителей учеников Спасителя.

Считая христианство ересью, Савл как убежденный иудей пытался внести вклад в полное уничтожение Церкви. Однако по дороге в город Дамаск, в котором он хотел устроить гонение на христиан, ему явился Сам Спаситель. Пораженный чудом Савл превратился в Павла, ставшего затем самым усердным проповедником учения Христа. Свое перерождение Павел всегда вспоминал с большим трепетом и приводил в пример тем, кто презрительно относился к иноверцам или грешникам. Апостол прямо утверждал, что Бог видит тайные стороны человеческого сердца и если есть в нем что-то доброе и светлое, то Господь обязательно воззовет к этим добрым качествам.

В свое время Христос увидел в гонителе Савле горячего и неудержимого апостола Павла, в мировой истории можно найти множество подобных примеров, когда лютые грешники становились святыми. Необязательно посредством чуда, как это было в случае с Павлом. Довольно часто обращение происходило благодаря жизненному примеру находившихся рядом христиан, которые проявляли любовь и терпение даже к иноверцам и явным грешникам, что становилось основной причиной коренного перелома в их жизни и обращения к Богу.

Иерей Антоний Борисов

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 35-43

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю исцеления слепца, который сидел у дороги неподалеку от Иерихона. С точки зрения сюжета она довольно проста. Слепцы, как и все те, кто не мог работать, сидели в местах, которые были полны прохожих, и просили милостыню. Естественно, помощь им была частью исполнения закона, формой благочестивой религиозной практики. При этом само состояние слепого никого уже не смущало. Более того, находились те, кто считал его вполне нормальным, раз запрещал ему подходить ко Христу. Мы сегодня можем поразится такой жестокости, но на самом деле зачастую сами настолько привыкаем к существованию несчастий в мире, что уже ощущаем каждое из них на своем месте.

Однако, центральным сюжетом сегодняшней истории оказывается встреча слепца со Христом, и это очень важно. В Священном Писании немало примеров жестокого и неправильного поведения, печальных последствий человеческого греха. Они бывают очень яркими и трагичными, но даже тогда в них присутствует Бог, который направляет все эти ситуации к исправлению.

Итак, мы видим слепца, который очень страдает и обращается к Спасителю с просьбой о помощи. Знает ли он, что такое видеть свет? Возможно, он ослеп уже в возрасте, потому что мы не видим такой же реакции, как при исцелении слепого от рождения. В любом случае в настоящий момент он ничего не видит, однако же не смиряется с этим. Он кричит и зовет Христа так, как будто совершенно уверен, что никакой другой возможности вернуть зрение у него не будет.

Что говорят ему люди, идущие впереди? Успокойся! Смирись! Кто ты такой? Мало ли слепых в Израиле, чтобы ты беспокоил Учителя?! Но он не слышит их и не соглашается молчать перед Богом. Он не соглашается со своей слепотой, он зовет Его и просит спасти...

Однажды в светском вузе ко мне подошел студент и сказал: «Я из неверующей семьи. Я никогда не верил в Бога и ничего о Нем не знаю. Что мне делать, чтобы стать верующим? С чего мне начать?» Передо мной никогда не ставили вопрос именно так и сначала было искушение ответить очень просто: «признай, что Бог есть, согласись с этой мыслью». Конечно, такой ответ имел право на существование, но он был бы сухим и совершенно поверхностным. Он привел бы этого парня к вере в психологическом и рациональном смысле слова, просто признание некоторого факта как истинного. Но настоящая религиозная вера совершенно иная. Эта вера предполагает стремление к общению и даже единству. И для этого первое, что должно родиться в душе, — это желание того, чтобы Бог был, чтобы Он стал реальностью в твоей жизни. Человек не понимающий, что такое вера, говорит: у науки нет доказательств того, что Бог есть и поэтому я в Него не верю. Человек, осознавший суть религиозной веры, скажет иначе: я не способен видеть Бога и поэтому сомневаюсь... Но, откуда же появляется способность Его видеть, как не от самого Бога? Появляется как дар сердцу, которое возжелало встречи.

Первый скажет — не доказано, значит, не существует, в то время как второй, скажет: я не вижу Тебя, но прошу Тебя, откройся мне, сделай меня зрячим. И именно потому, что такое обращение уже предполагает и веру, и желание встречи, Бог отрывается такому человеку. Открывается не как доказанный ответ в задачке, не как результат поставленного опыта, но как Тот, Кто исцеляет любую боль и наполняет жизнь смыслом.

Иерей Стефан Домусчи

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция