Первое послание апостола Павла Тимофею. Глава IV, стихи 9-15.
Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи.
Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
В современной Русской Православной Церкви установилась традиция ношения священниками поверх одежд особых крестов довольно крупного размера, такие кресты называются наперсными, это название происходит от славянского слова «перси», то есть грудь. Священнические кресты в нашей Церкви могут быть трёх типов: восьмиконечные серебряного цвета, четырёхконечные золотого цвета и так называемые кресты «с украшением», они тоже, как правило, четырёхконечные, но они украшаются драгоценными или не очень камнями, а также подвесками. То, какой из этих трёх видов крестов носит священник, зависит от лет, проведённых им в священном сане. При рукоположении даётся простой крест серебряного цвета, через какое-то время — «золотой», а после него и «с украшениями».
Ещё существующая в наше время традиция требует, чтобы на обратной стороне первых двух типов священнических крестов была сделана гравировка с цитатой из этого отрывка Послания апостола Павла к Тимофею: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Таково наставление не только апостола к его ученику, но и Церкви к её священникам. Правда, на кресте золотого цвета эта фраза немного видоизменена, она звучит как «Пастырю, который является образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
Предполагается, что священник, удостоенный права ношения такого креста, уже в полной мере сформировался как служитель алтаря и является примером для всех тех, с кем ему доводится общаться. Конечно, никто из священников не думает о себе как о достигшем призыва апостола Павла, скорее, такая надпись является укором и не может не тревожить совесть, а вместе с этим она не может не возводить ум к смыслу написанного апостолом. Но раз Церковь отнесла эти апостольские слова к священникам, значит, они могут быть отнесены и ко всем другим христианам, ведь не только священники призваны к тому, чтобы являться примером для других людей, к тому же самому Господом Иисусом Христом призван всякий сознательный взрослый христианин. Как минимум, таковым каждый христианин должен быть для своих детей.
Апостол требует от Тимофея быть образцом. Очевидно, что образцы бывают разные, а потому Павел уточняет то, что он имеет в виду, и перечисляет, в чём именно Тимофей должен быть образцом. Начинает Павел со слова. То есть, Тимофей призван внимательно следить за тем, что и как он говорит, он должен постоянно проверять самого себя на соответствие его слов словам евангельского благовестия, ведь Господь наш Иисус Христос ни при каких обстоятельствах не произносил слов ради самих слов, всё, что Он говорил, имело смысл, а ещё в Его словах никогда не было злобы. Это последнее, пожалуй, самое важное, чему можно и должно научиться, а научившись начать быть образцом для окружающих.
Далее апостол Павел пишет о житии. Слова могут быть прекрасны, но они имеют силу только тогда, когда подтверждены соответствующей жизнью. Словами можно замаскировать что угодно, тогда как жизнь маскировке не поддаётся, особенно в том случае, если речь идёт о семье. Ну а христианская община и должна быть семьёй.
После этого апостол пишет об образце любви, духа, веры и чистоты. Эти качества имеют неразрывную связь друг с другом: чистота мыслей и жизни обусловлена верой, а любовь — дар Святого Духа, носитель которого не может не обладать верой и чистотой.
Епископ Феоктист (Игумнов)
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10
Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Иерихон — один из древнейших городов на земле. Во времена жизни Спасителя это был важный культурный и экономический центр Ближнего Востока. Через него проходили крупные торговые пути, по которым курсировали богатые караваны. Так, например, в Рим из Иерихона везли финики и бальзам, которые благодаря этому приобрели мировую известность. Соответственно город обладал большой казной, которая постоянно пополнялась за счет торговых налогов и разного рода пошлин. Налоги собирали люди, которых называли мытари. Среди евреев эта профессия считалась презираемой. Нередко в Евангелии мытари упоминаются наряду с блудницами и другими грешниками. И заслуженно. Ведь дело не только в том, что они собирали налоги со своих единоплеменников в пользу римских оккупантов, они при этом ещё и хищнически обогащались.
Одним из таких людей был Закхей. Он был не простым мытарем, но их руководителем. А потому ненавидели его вдвойне: простые евреи и его коллеги-подчиненные, которых он также умудрялся обирать. И, тем не менее, в этом человеке теплилось что-то доброе. Именно поэтому он стремится увидеть Христа. Для этого Закхей совершает довольно мужественный поступок. Он покидает свой дом, наверное, единственное место, где он мог чувствовать себя в безопасности, пробирается через толпу, в которой кто-угодно мог напасть на него, чтобы свести старые счеты, и забирается на смоковницу. И Господь, видя его сердце и желание, неожиданно обращается к нему со словами, что намерен посетить его дом.
Принимая дорогого гостя, Закхей наглядно демонстрирует произошедшее в нем изменение. Он объявляет о решении половину своего имущества отдать нищим, а вторую употребить на то, чтобы загладить то зло, которое причинил людям.
Примечательно то, что в своем порыве он идет дальше, чем того требовал обычай. Согласно закону возмещение вчетверо полагалось лишь за умышленный и насильственный грабеж. Если имел место факт обычной кражи, то необходимо было внести двойную стоимость украденного. Однако чувство раскаяния в нем так глубоко, что он не обращает внимание на эти формальности, чем демонстрирует глубокую искренность своих намерений.
Важный урок содержится в этом эпизоде. Мы можем представить себе возмущение и недоумение толпы, когда Господь обращается к Закхею. Ведь в Иерихоне было множество более достойных и нуждающихся людей. А Учитель почему-то идет к этому всеми презираемому человеку. Но Писание неоднократно говорит нам, что Бог смотрит в первую очередь на сердце человека и на то, как он готов откликнуться на Его призыв. Если в человеке живет желание коренным образом изменить свою жизнь, Спаситель непременно обратит на него внимание, посетит его дом и протянет ему Свою руку, какие бы тяжкие проступки человек не совершил в прошлом.
Иерей Дмитрий Барицкий