Расписание богослужений

429017 387828314644235 496500560 nПервое послание апостола Павла к Коринфянам. глава VI, 12-20.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Отношение к телесности в древнем мире было своеобразным. В греческой философии под влиянием идей Платона сформировался взгляд на человеческое тело как на темницу души. Бытовала даже такая поговорка soma — sema, то есть, тело — могила. Цель человеческой жизни, по мнению древних философов, заключалась в том, чтобы в итоге избавиться от материальных оков и вернуться в мир духовный. На практике подобные воззрения приводили к двум крайностям. С одной стороны, они порождали суровую аскезу. Человек должен научиться пренебрегать физическими инстинктами и желаниями, ему следует подавлять в себе любые телесные потребности, которые, как считалось, являются источником скверны. С другой стороны, подобное пренебрежение телесностью приводило к нравственной разнузданности. Ведь если тело не представляет никакой ценности, с ним можно делать всё, что заблагорассудится. Можно удовлетворять все его желания и низменные инстинкты. Вероятно, именно вторая точка зрения получила распространение среди христиан города Коринф. Ситуация усложнялась тем, что проповедники подобных взглядов ссылались на учение апостола Павла о христианской свободе. Получалось, что если христианин свободен, то он может делать со своим телом всё, что ему заблагорассудится. В результате некоторые впадали в плотские грехи, блуд и прелюбодейство. Вот на эти воззрения и отвечает сегодня апостол Павел.

Его мысль предельна понятна. В каждом христианине живёт Дух Божий, а потому священна не только наша душа, но и наше тело. И Христос воплотился, стал человеком, чтобы спасти всё человеческое существо, в том числе и саму нашу материальность. Потому не только наши души, но и наши тела принадлежат Богу, Которому мы должны вернуть их в чистоте и непорочности. Не только наши души, но и наши тела куплены дорогой ценой, кровью Спасителя. Следовательно, употреблять их необходимо не для удовлетворения своих низменных желаний, а во славу Творца. Лишь в этом случае мы сможем быть едины со Христом. Если же человек легкомысленно пренебрегает целомудрием, он соединяется не с Богом, а становится единым целым с блудницей и таким образом обрекает себя на гибель.

Исходя из этого апостол формулирует важный принцип христианской свободы. Конечно, я могу делать всё, что угодно. Но не всё, что я делаю, мне полезно. Есть вещи, которые могут поработить меня и в итоге разрушить, поставить вне Бога, увлечь в небытие. А потому подлинная свобода во Христе — это не вседозволенность в поведении. Это в первую очередь свобода от страстей, которые порой тащат нас, как на аркане, разрушая нашу душу и наше тело. Своей жертвой Господь сделал нас Своими детьми, дал силы перестать быть рабами сиюминутным влечениям, сообщил способность контролировать инстинктивные желания своей природы. Научил, по сути, быть хозяевами собственной жизни, полнота которой открывается лишь в духовном, душевном и телесном единстве с Богом.

Иерей Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

В 1972 году на киноэкраны вышла картина Андрея Тарковского — «Солярис». Фильм получил множество премий. В том числе — специальное гран-при Каннского фестиваля. В «Солярисе» Тарковскому удалось по-новому осмыслить большое количество философских и даже богословских концепций. Но, в конце концов, режиссёр, отвергнув Ницше и Толстого, приходит к хрестоматийному, казалось бы, библейскому образу блудного сына.

Главный герой киноленты, учёный Крис Кельвин, возвращается в дом своего отца. Возвращается уставший, израненный собственными ошибками, измученный укорами совести. И его не смущает, что дом этот находится не на Земле, а на поверхности Соляриса, и, получается, создан разумным океаном загадочной планеты. Но именно здесь учёный обретает долгожданный покой в объятиях отца. Кинофильм «Солярис» посвящён исследованию вопроса — кто такой человек и в чём состоит цель его бытия? Из уст героев картины мы слышим различные ответы. Кто-то верит во всесилие науки, кого-то манят призрачные цели земного благополучия. Крис Кельвин когда-то видел смысл жизни в любви к супруге, но всё потерял. Жена Кельвина убила себя, не вынеся его жёсткости и чёрствости. С момента трагедии прошло десять лет. И вот учёный оказывается на орбите Соляриса — там он получает шанс искупить грехи прошлого.

Каждый из нас в жизни совершает ошибки. Но Господь, если сердце человека ищет покаяния, даёт возможности эти ошибки исправить. Об этом говорит нам сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки. Мы слышали историю блудного сына — несчастного юноши, который сначала покинул дом отца, а затем всем сердцем захотел туда вернуться. Блудный сын стал жертвой собственного эгоизма, глупости, тщеславия. Полученное наследство он бездумно растратил, а себя самого превратил в грязного бродягу — утратил первоначальный образ.

Взглянув внутрь себя, мы сможем обнаружить сходство с этим несчастным юношей. Мы так же, как и он, получили от Отца Небесного многие дары. Но как мы ими распорядились? Не увела ли нас тропа греха от тёплого и безопасного дома? Не потому ли щемит сердце, что жизнь проходит зря? Возвращение блудного сына началось с того, что он пришёл в себя. Сегодня принято говорить, что решение проблемы начинается с её осознания. Библейский герой смог взглянуть на себя со стороны и в полной мере понять постигшее его бедствие. И только после этого начал путешествие в дом Отца.


Подчас нам кажется, что в этом мире мы очень одиноки. Но это всего лишь иллюзия. Достаточно прислушаться, чтобы понять — нас зовут домой. Господь держит дверь Своего Царства открытой для нас и готов встретить каждого заблудившегося путника объятиями. Но путь домой начинается с осознания, что я сейчас не там. Я ушёл и потерялся. Чтобы найтись, мне нужна помощь. Именно тогда Господь с радостью откликается на наш призыв. Сын Божий, Иисус Христос, по словам апостола Павла, посредник между Богом и людьми, единственный способен стать нашим проводником в дом Отца Небесного. Призовём же Бога-Сына на помощь, откликнемся на зов Бога-Отца и тогда благодатью Бога-Духа Святого мы обретём покой и радость в обители Святой Троицы.

Иерей Антоний Борисов

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция