Расписание богослужений

0 da03 9c09be03 smПервое послание апостола Павла к Коринфянам. глава VIII, 8 — IX, 2.

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Слушая завершающие слова из сегодняшнего апостольского чтения, невольно вспоминаешь кадры из фильма «Нелюбовь». Запутавшиеся в лабиринтах эгоцентризма родители, у каждого из которых — своя мнимая правда, которой с маниакальной настойчивостью они добиваются, — не замечают, что рядом с ними — их родной сын, как губка впитывающий эту отраву нелюбви, ежедневно, ежеминутно сочащуюся из отношений родителей. И однажды эта перенасыщенная нелюбовью губка — трагически отваливается.

Апостол сегодня призывает нас задуматься над тем, что же в нашей жизни является своего рода «печатью», средством подтверждения правильности, легитимности того, что мы делаем? Для самого апостола эта «печать» — обращённые им христиане, его «дело в Господе», как он сам говорит. Заметим: не правильность его учения. Не собственное благочестие. Даже не мистический опыт встречи со Христом. И не признание его апостольства той или иной общиной или церковью. Всё это важно, но — вторично. Апостол чётко следует словам Спасителя: «По плодам их узнаете их!» Плод проповедника — не сказанные слова, а их действие в душах слушателей. И не просто действие: эти слова должны стать источником жизненного разворота, радикального изменения всего направления бытия — от греха и безбожия к дружбе с Богом и праведности.

Ну а какой же может быть «печать» христианства у обычного человека, не поставленного на высокое миссионерское служение? Например, офисного работника? Который большую часть времени проводит, созерцая слова и цифры на мониторе и жонглируя ими соответственно своей профессии? Чем он как христианин отличается от множества окружающих его сотрудников, не имеющих никаких отношений со Христом?

Я бы предложил вот какие два критерия.

Первый — принципиальность о Христе. Что это значит? В жизни у каждого из нас бывают ситуации, когда было бы гораздо легче на какое-то время — ну как бы подзабыть, что мы — верующие. Отложить в сторону то, что мы обещали в Крещении. Увидеть свою религиозность как некую «опцию», а не самое существо жизни. Так вот, для верного Христу само приближение такого помысла — неприемлемо. Не говоря уже о вглядывании в него или тем более исполнении.

Второй критерий нашей верности — я бы назвал его «зеркалом ближнего». Нет, это не совсем то, о чем в годы моей юности пел Юрий Антонов: «вгляжусь в тебя, как зеркало, до головокружения» — потому что это «головокружительное вглядывание» в самого себя, горячо влюблённого, — ещё более дезориентирует в реальности. «Зеркало ближнего» — та самая «печать», которую вдребезги разбили главные герои «Нелюбви». Их сын — и был той самой «печатью» их отношений, которой они пренебрегли, точным, и потому невыносимым, отражением их самих — и в итоге участь каждого из них оказалась совсем незавидной. «Зеркало ближнего» — это то, как наша близость — или, наоборот, отдалённость от Бога — воздействует на тех, кто находится рядом с нами. Постоянно. Ежедневно. С кем невозможно поиграть в столь любимые нами ролевые игры. Кто видит нас в разных ситуациях, разных состояниях — и кого обмануть практически невозможно. Но именно эти люди для каждого из нас — та самая «печать», только при наличии которой и можно надеяться на то, что мы — не сбились с пути, а движемся вперёд, к Богу, к любви и святости!

Протоиерей Павел Великанов

Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Каждый год перед Великим постом мы слышим притчу о последнем и окончательном суде, которые в традиции стал называться Страшным.

На первый взгляд, суть этой притчи довольно проста: для того, чтобы спастись, человек должен совершать добрые поступки и не проявлять жестокосердие по отношению к ближним. При этом от проповедников нередко можно услышать уточнение, что быть добрым и не быть злым — это, конечно, хорошо, но само по себе для спасения недостаточно. В конце концов Христос рассказал в Евангелии не только эту притчу. Он также призвал нас к вере, к покаянию, крещению, принятию в себя Его тела и крови... И всё это действительно так. Бесспорно. При этом, если мы задумаемся над тем, какую часть времени и сил мы тратим на веру, таинства и нравственную жизнь, мы увидим, что последняя занимает значительно больше времени. Постоянно общаясь с самыми разными людьми, мы не только формулируем для себя то или иное отношение к ним самим, но и выбираем собственное отношение к их проблемам и нуждам. Речь не только о голоде, холоде, болезни или заключении... Законы и привычки поведения формируют нашу жизнь, но соблюдая их мы всякий раз действуем свободно. В этих поступках находят выражение и правильная вера и плодотворность таинств... и всех тех усилий, которые мы предпринимаем. Всё это обретает смысл, если реализуется нами на практике, в делах любви.

При этом любовь должна быть естественной и незаметной для нас самих. Услышав притчу о суде и осознав важность добрых дел, мы можем решить, что их в нашей жизни должно стать больше. Кроме того, притча не случайно звучит в начале поста, который часто называют временем наведения порядка, временем расстановки приоритетов. Иными словами, пост может стать для нас временем добрых дел.

Кажется, что может быть лучше. Человек правильно понял пост, осознал, что он относится не столько к пище, сколько к поведению... Но может возникнуть один простой вопрос. С окончанием поста закончатся добрые дела? Или они должны остаться навсегда?

Примечательно, как в притче люди, которые проявили милосердие, сами не заметили этих поступков. Господи, где мы все это тебе сделали? Когда мы тебя напоили? Когда накормили? Они просто делали добро, потому что оно было для них естественным.

Приближаясь ко времени поста и задумываясь над тем, какую задачу поставить перед собой, мы должны понять, что пост — это время для хороших начинаний, которые должны стать для нас естественными...

Иерей Стефан Домусчи

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция