Послание апостола Павла к Евреям. Главы XI, 24-26, 32 — XII, 2.
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Сегодня Церковь празднует Торжество Православия. Этот праздник был установлен в связи с событиями Константинопольского собора 843 года, на котором было восстановлено почитание икон в Византийской империи. Образы святых и Самого Господа Иисуса Христа с Его Пречистой Матерью, поклонение этим образам — неотъемлемая часть православия. Но, конечно, православие не ограничивается почитанием икон, его догматическое учение значительно шире, оно базируется на Священном Писании и Предании Церкви, но сами по себе ни Писание, ни Предание не могут кого-либо привести к цели христианской жизни — к вечной блаженной жизни со Христом. Этой цели человек может достигнуть только посредством веры, поэтому сегодня — не только праздник иконопочитания, это ещё и день осмысления нашей веры, а потому и отрывок из апостольского Послания к Евреям посвящён именно этой теме: теме веры.
Как бы мы не пытались объяснить феномен веры, по своей сути она всегда останется иррациональной, и по этой причине она не может быть объектом научного исследования. Ну а её носители в глазах светского общества никогда не перестанут выглядеть немного странными. О таких странных, с внешней точки зрения, людях и идёт речь в этом апостольском отрывке. Каждый из тех людей, имена которых мы только что услышали, достоин отдельной объёмной книги, о каждом из них можно говорить почти бесконечно. Впрочем, Церковь так и поступает, она регулярно возвращается к осмыслению жизни этих людей и находит в этом вдохновляющие примеры для подражания.
Конечно, самый яркий герой веры в этом отрывке — Моисей. Именно с него апостол и начинает свои слова, он напоминает, что Моисей был воспитан дочерью фараона и мог бы прожить безбедную и во всех смыслах приятную жизнь, но Моисей выбрал совсем иной путь: жизни во дворце фараона он предпочёл страдание со своим народом. Этот выбор не был обусловлен какими-либо внешними причинами — ни воспитанием, ни гонениями, ни личной выгодой, выбор Моисея целиком лежал в плоскости веры, а потому не существует слов и выражений, которые помогли бы нам в полной мере объяснить этот выбор. Конечно, у него, как и всякого другого человека, была возможность пойти по другому, более лёгкому и прямому пути, но он счёл предпочтительным путь веры. Из библейской книги Исход мы знаем, что этот путь не был радостным, напротив, Моисею пришлось много страдать, но в конечном итоге он достиг прославления у Бога и вечного блаженства, то есть той самой конечной цели, которая даёт смысл жизни любому человеку.
Епископ Феоктист Игумнов
Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Истории известно несколько типов противостояний. Конфликтуют друг с другом поколения — это так называемый спор отцов и детей. Бывает, вступают в борьбу учителя и ученики. Как тут не вспомнить знаменитого восклицания Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже!»
Аристотель учился у Платона в его афинской академии и уже во время обучения активно критиковал наставника. Впоследствии он и вовсе целенаправленно выявлял недостатки философской концепции учителя и даже преследовал его. Аристотель поступил совсем некрасиво, лишив престарелого Платона возможности учить за пределами его сада.
Совершенно иной пример восприятия реальности и себя в ней даёт нам прозвучавшее евангельское чтение. Апостол Иоанн Богослов повествует о начале проповеди Христа Спасителя. Мы становимся свидетелями того, как пророк Иоанн Креститель с радостью отдаёт Спасителю своих учеников. Сначала к Господу Иисусу присоединяются Андрей и Пётр. Затем — Иаков и Иоанн Зеведеевы.
В скором времени ко Христу присоединяются галилейские земляки первых четырёх апостолов — братья Филипп и Нафанаил. Последний, надо сказать, довольно неохотно откликается на приглашение брата. Будущий апостол высказывает недоумение, узнав, что Христос прибыл из Назарета — города с действительно сомнительной репутацией. Здесь, по убеждению, даже жителей остальных селений Галилеи, обитали жестокие и непросвещённые люди. Потому Нафанаил и восклицает: «из Назарета может ли быть что доброе?» — но всё же идёт посмотреть на необычного Учителя. Идёт и пораженный любовью Христа остаётся.
Спаситель говорит будущему ученику: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил явно не рассчитывал на такую реакцию. В недоумении он спрашивает у Спасителя — неужели они уже где-то встречались? И тут Христос произносит загадочные слова: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».
Большая часть толкователей склоняется к выводу, что Нафанаил перед тем, как пришёл Филипп, уединённо молился под смоковницей, обращался к Богу с какой-то сугубо личной просьбой. Никто не мог его видеть. Слова Христа открывают Нафанаилу глаза — теперь он ясно видит, что перед Ним не человек, а сошедший с небес Господь. Тот, с Кем он говорил в молитве.
Прозвучавшее евангельское чтение призывает нас не бояться промысла Божия о нас. Подчас мы настолько прикипаем к обстоятельствам нашей жизни, что хотя и просим Господа на словах, чтобы вершилась воля Его, подсознательно уговариваем Отца Небесного ничего не менять. И это, конечно, неправильно. Ведь Бог желает, чтобы мы развивались, становились лучше, открывали в себе новые таланты.
Пророк Иоанн прекрасно это понимал. Потому без сожаления отпустил своих учеников ко Христу — ведь от Спасителя они могли получить значительно больше. Сами будущие апостолы живо откликаются на призыв Иисуса. Кому-то, как Андрею или Петру, данный шаг даётся легко, а кто-то, наподобие Нафанаила, вынужден преодолевать сомнения. Но, в любом случае, искренняя вера и открытость по отношению к промыслу Божию побеждают. И апостолы на наших глазах превращаются из простых рыбаков в ловцов человеков, посланников победившего смерть Сына Божьего.
Иерей Антоний Борисов