Расписание богослужений

fF95ZecE8mkПослание апостола Павла к Евреям. Глава I, 10 — II, 3.

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

Этот отрывок апостольского Послания к Евреям состоит в основном из воспроизведения Псалтыри, что, конечно же, неудивительно, ведь адресаты послания — евреи — прекрасно знали эту книгу, а потому она здесь используется для приведения аргументов по очень важному вопросу: что является большим Ветхий Завет или слова Христа? К чему должно быть больше доверия? Что необходимо исполнять в первую очередь?

Для народа Израиля Моисей и его книги были абсолютным и непререкаемым авторитетом. До сих пор религиозная мысль иудаизма базируется на том, что написано в Пятикнижии. В сравнении с этими книгами всё прочее — и остальные библейские книги, и толкования — вторично. Причина такого отношения к словам Моисея понятна: ведь сам еврейский народ как единая национальная общность сформировался во время странствования по пустыни, его основным законом стал закон, который получил от Бога Моисей в начале этого непростого путешествия. Люди много столетий старались жить по этому закону, он стал неотъемлемой частью народной жизни, вокруг него выстроились различные традиции и обычаи, конечно, не всегда всё было гладко, случались и уклонения от закона, но общая канва была именно такой. Более того, именно закон Моисея позволил народу Израиля сохранить свою самобытность и не смешаться с окружающими его языческими племенами. Впрочем, ко времени Христова Пришествия, часть израильского народа была утрачена, виной тому послужил ассирийский плен, из которого не вернулись десять северных израильских колен. У этого исчезновения в плену были свои причины: десять колен отошли от Иерусалима как политически, так и религиозно. И первое, и второе было оправдано историческими причинами, но религиозное отделение было прямым нарушением закона Моисея. Вообще, всякий раз, когда Израиль грубо нарушал этот закон, он подвергался неизбежному наказанию от Бога. Все израильтяне прекрасно об этом помнили. Это была в буквальном смысле генетическая память.

Каким образом можно было проповедовать христианство этим людям? Ведь христианство говорит о том, что закон Моисея утратил своё довлеющее значение, конечно, не в смысле нравственных истин, они были, есть и будут непреложны, а в смысле обрядов и жертвоприношений. Но израильтяне прекрасно знали, что с ними бывает, если они перестают соблюдать этот закон. Как быть? Один из возможных путей предлагает Послание к Евреям: оно через Священное Писание Ветхого Завета доказывает, что Христос выше всех, что Он Бог, а потому Его слово несравненно выше слов Моисея, выше оно и ангельского благовестия. Апостол задаётся риторическим вопросом: если за неисполнение повелений Ветхого Завета было неизбежное наказание, то что будет, если ослушаться Христа, ведь Он не ангел и не человек, Он — Воплощённый Бог? Ответ ясен, он очевиден для всякого разумного человека.

Епископ Переславский Феоктист (Игумнов)

Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 1-12

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Дом, в который пришёл Христос в городе Капернаум, по всей видимости был жилищем простого человека. В таких постройках в Палестине не было сеней, дверь открывалась прямо на улицу. А потому, когда жители Капернаума услышали, что к ним пришел известный проповедник, они мгновенно наполнили помещение. Остальные люди толпились на улице, не имея возможность войти, — все горели таким желанием увидеть и послушать Спасителя.

Крыши подобных домов были плоскими. Их основной служили деревянные балки, которые опирались на стены дома в расстоянии метр друг от друга. Расстояние между ними было заполнено вязанками хвороста или жесткой соломы, которые замазывались глиной. Сверху всё это покрывали землёй. Этим и воспользовались друзья расслабленного. По лестнице они поднялись наверх, прокопали крышу и спустили носилки своего друга к ногам Христа. Поступок дерзкий. Можно даже представить себе крики хозяина, который возмущён тем, что какие-то люди так бесцеремонно распоряжаются его собственностью. Однако, Господь не упрекает их, но исполняет просимое.

Во всей этой ситуации обращает на себя внимание одна деталь. Как говорит Евангелист, Христос исцеляет расслабленного, «видя веру их». Он видит не только то, что они доверились Богу, но и то, на что они оказались способны ради своего друга. Их не смутили ни окружающие, которые очевидно высказывали недовольство их поступком, ни те препятствия, с которыми они столкнулись на своём пути. То есть больной получает исцеление за веру своих товарищей.

Противоположный образ — образ фарисеев, религиозных лидеров еврейского народа. Они, как всегда, ропщут и недовольствуют. Их сердца полны сомнений и недоверия. Всё это наталкивает на определённые размышления. Перед нами две противоположных стратегии поведения в духовной жизни. С одной стороны, мы видим искренних людей, благодаря заботам и горячей вере которых больной обретает новую жизнь. С другой, мы видим тех, кто должен быть другом своему народу, кто должен ходатайствовать за весь Израиль перед Богом. Однако вместо этого по причине своего скепсиса, маловерия и жестокосердия не принимает Его Сына, долгожданного Мессию, а потому в итоге заводит людей, о которых вроде бы необходимо проявлять заботу, в духовный тупик и обрекает их на многочисленные бедствия.

Хороший повод задуматься о том, как сильно наша судьба зависит от тех, кто нас окружает. И наоборот, как сильно жизнь наших близких зависит от нашей собственной веры. И неслучайно Евангелие настойчиво повторяет важную мысль: мы спасаемся не по одиночке. Церковь есть тело Христово, где каждый орган, каждая клеточка тесным образом связана со всем организмом. Если кровь по какой-то причине не поступает в один сосуд, моментально начинают страдать и те, которые находятся рядом. Не будем об этом забывать. Именно мы своим отношением с Богом во многом определяем участь друг друга как на земле, так и в вечности.

Иерей Дмитрий Барицкий

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео