Послание апостола Павла к Евреям главы IV, 14 — V, 6.
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Только что прозвучавший отрывок важен с точки зрения понимания того, как первые христиане мыслили себе то, кем же был Иисус Христос. Апостол Павел прямо говорит о двойственной природе Спасителя.
С одной стороны, он подчёркивает Его божественность. Иисус, по его словам, «прошёл небеса». Эта на первый взгляд странная фраза может иметь два значения. В Священном Писании слово «небеса» нередко означает присутствие Бога. То есть, речь идёт о том, что Спаситель находится в особой близости к Самому Творцу. Но есть и ещё один смысловой нюанс. «Прошёл небеса» можно понимать как метафору особой силы и могущества Христа. Он так велик, что даже небеса не могут его удержать, поскольку слишком незначительны по сравнению с Ним.
С другой стороны, апостол Павел указывает на человеческое начало Иисуса. Христу было свойственно всё то, чем характеризуется наша природа, Он был во всём подобен людям. Единственного, чего в Нём не было, так это греха. Позже христианские богословы довольно детально прояснили эту мысль. По их словам, Господь испытал на Себе все последствия грехопадения первых людей: его тело было подвержено разного рода неблагоприятным воздействиям извне, Он спал, голодал, жаждал, Он плакал, Ему было больно, Он испытывал душевные муки. Наконец, Он умер на кресте. Однако при этом у Него не было греховных помыслов и колебаний между пороком и добродетелью. Он не находился в состоянии выбора между добром и злом, поскольку, будучи Богом, всегда непоколебимо шёл путём святости. Всякое его действие было целесообразно с точки зрения Божественного замысла.
Подобного учения в истории религиозной мысли мы больше нигде не встречаем. Есть представления о богах, которые становятся людьми на время, по сути, прикидываются ими ради достижения своих целей, оставаясь при этом по своей природе исключительно духовными существами. Есть представления о легендарных героях, которые претендовали на то, чтобы быть богами, но, по сути, продолжали быть в первую очередь людьми. Уникальность же личности Спасителя заключается в том, что Он Бог, Который сотворил мир, но в то же время такой же, как мы, настоящий человек. Божество и человечество таинственным и непостижимым для нашего ума образом соединились в Его личности навсегда.
И это имеет очень важное значение. Ведь наш Бог не могущественный и великий вселенский диктатор, который равнодушно наблюдает за нами с высоты, как мы порой наблюдаем за копошением насекомых в муравейнике. Ему прекрасно знакомы наши человеческие переживания и чувства. Он сострадает каждому из нас, как мы порой сострадаем самым близким и любимым людям. А потому всякий раз, когда мы обращаемся к Нему в своих молитвах, мы обращаемся не к далёкому вселенскому разуму. Мы говорим с Тем, Кто был на нашем месте. Кто прекрасно понимает, с какими трудностями и страданиями нам приходится сталкиваться каждый день. Пусть понимание этого в трудную минуту даст нам надежду и утешение. Ведь если Господь Сам прошёл этим скорбным путем и в итоге победил смерть, Он знает куда нас вести. Не будем сомневаться, именно сейчас Он совершает наше спасение, направляя нас по самому короткому пути домой к Небесному Отцу.
Священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 34-38; Глава 9, стихи 1
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Сегодня начинается очень важная неделя Великого поста, она носит название Крестопоклонной. Накануне вечером в православных храмах был торжественно вынесен Крест Христов, и в ближайшие дни мы будем совершать поклонение Кресту под особые песнопения. Кажется вполне очевидным, почему именно в эти дни Церковь предлагает нам сосредоточить своё внимание на Кресте: первая половина Великого поста уже позади, впереди ещё три недели собственно поста, а к ним непосредственно примыкает Страстная седмица. Любой человек, который бегал марафоны или же ездил в одиночестве на большие расстояния за рулём, знает, что самое тягостное состояние наступает как раз в середине пути. Так происходит и с Великим постом — тяжелее всего он переживается именно в середине. Прекрасно зная об этой особенности человеческой психологии, Церковь в это время для облегчения нашего великопостного делания призывает сосредоточиться на Кресте Христовом.
Конечно, Крест Христов — это не только орудие казни Спасителя, это ещё и символ, причём символ очень многогранный, но в первую очередь он является символом Христова Воскресения, и вместе с этим — символом страдания. Сегодняшний отрывок Евангелия от Марка начинается с упоминания Христом креста, очень важно помнить, что Господь произнёс слова о кресте, который должен взять на себя всякий, кто хочет следовать за Спасителем, не после Своего Воскресения, а ещё во время земного служения, то есть в то время, когда единственным, что символизировал крест, было страдание, но не какое-то благочестивое и принимаемое обществом, а страдание отверженного человека, который приговорён к самой позорной из всех возможных в то время видов казни. Христос, будучи Богом, прекрасно знал, что Его ждёт впереди, и потому Он использовал этот образ, но при этом Он сказал о кресте не как об орудии казни, Он упомянул, что каждый должен взять «крест свой», иными словами то, что лично для него является тем, чем впоследствии стал крест для Спасителя.
А крест, действительно, есть у всех тех, кто решит следовать за Христом. И он, действительно, у каждого свой. Есть соблазн воспринять в качестве личного креста все те невзгоды, которые неизбежно случаются в жизни. Но дело в том, что проблемы, сложности и трагедии есть не только в жизни христиан, они есть абсолютно у всех. Христианин же обретает свой крест тогда, когда начинает делать попытки предпочитать своей собственной воле волю Божию. Собственно, именно с этим мы и сталкиваемся в середине Великого поста: есть выраженная Церковью воля Божия — строгий пост, а есть наша собственная воля, которая самыми разными способами подсказывает, что пост — это абсолютно невыносимая ноша, да и не так уж он и важен. Но для христианина нет «важных» и «неважных» изъявлений воли Божией, все они равны с точки зрения их значимости.
епископ Переславский и Угличский Феоктист.