Расписание богослужений

maxresdefaultПослание апостола Павла к Евреям. Глава IX, стихи 11-14.

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Суть всей религиозной деятельности ветхозаветного священства сводилась к тому, чтобы напоминать народу о завете и поддерживать связь людей с Богом. Формы и виды жертв были разными, человек мог обращаться к Богу с просьбой или благодарностью, самое важное было в другом, он предстоял перед Творцом и общался с Ним. Осуществляли эту связь священники и особенно первосвященник, совершавший кроме прочего жертвоприношение в праздник Йом Кипур и испрашивающий милость народу за все совершенные грехи. При этом и он, и все остальные знали, что никакую окончательную и самую главную жертву принести они не смогут, но будут совершать их изо дня в день и из года в год.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол называет Христа Первосвященником будущих благ. Не просто потому, что Спаситель будет каким-то очередным первосвященником, но потому, что Он приносит последнюю и окончательную жертву, которая восстановит отношения Бога и человека раз и навсегда.

Человек, приносивший жертву, подразумевал, что, хотя он в своих поступках и забыл Бога, но не развратился до конца, признаёт свою вину и готов отказаться от части собственных благ, чтобы выразить своё покаянное чувство. Понимая, что вместо животного должен быть он, такой человек мог получить временное очищение своей жизни в том, что старался быть верен Богу. Впрочем, позже он снова грешил и снова приносил жертвы и прекрасно понимал, что ничего не изменится.

Да и вообще, судя по тому, что говорили пророки, люди глубокие и просвещённые понимали, что Бог ждёт от человека не кровавых жертв, но очищения сердца. «Сердце чистое сотвори во мне Боже», — просил Давид в псалме, понимая, что кровавые жертвы не могут преобразить человека внутренне.

Проходит время, и Бог отвечает ему тем, что становится человеком, обновляет и исцеляет человеческую природу. Проявляя послушание во всём, даже до смерти, Христос доказывает, что человек — это не неудачный эксперимент Бога, но Его высшее творение. Грехопадение не было предопределено и человек способен быть таким, каким его задумал Бог. Правда Божия торжествует в праведности человеческой.

Но как жертва одного может очистить другого? Должно же в этом быть какое-то его личное участие?

Естественно! Проживая жизнь в послушании Отцу и дойдя даже до креста и смерти, Спаситель являет нам пример человеческой жизни. Однако, кроме очевидного педагогического и нравственного аспекта, во всём происходящем есть аспект таинственный, ведь на душу человека своей благодатью действует Бог. Новое рождение — это не просто акт эмоциональной решимости, но вхождение в смерть Христову и соединение с Ним. Именно поэтому усвоить плоды Его подвига каждый может только лично, когда в таинстве крещения он соединяется со Христом, умирая для прежней греховной жизни и воскресая для новой. Совесть такого человека обновляется, так как он получает свободу жить иначе, чем жил. Речь идёт не об отмене поступков в прошлом, но о возможности жить иначе в будущем. Всё, что совершено — уже совершено, этого нельзя изменить, но Бог может сделать так, чтобы всё, мною совершённое, перестало быть для меня преградой в отношениях с Ним, чтобы оно не было для меня определяющим, чтобы оно не отягощало меня, чтобы я был свободен жить по воле Творца, служить Богу живому и истинному.

Иерей Стефан Домусчи

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 32-45

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Несколько лет назад мне довелось в Великую Субботу крестить одного уже достаточно взрослого человека. Богослужение Великой Субботы совершенно особенное, оно во многих смыслах отличается от богослужений других дней церковного года, более того, оно совершенно уникально. Среди прочего, служба этого дня отличается большим количеством прочитываемых отрывков из Ветхого Завета, это чтение занимает около часа, и у него есть очень конкретный практический смысл: в древности люди, которые хотели принять крещение, готовились к этому довольно долго, как минимум, весь Великий пост, а крестили их как раз в Великую Субботу, в то время, пока читались отрывки из Ветхого Завета. Мы решили в какой-то мере обратиться к этой прекрасной древней традиции, и человек, о котором я сегодня вспоминаю, весь пост готовился ко крещению, само же крещение состоялось под аккомпанемент из ветхозаветных книг. Всё прошло хорошо, новокрещённый сиял, радовался тихой радостью, был вдохновлён и очень доволен. Там же присутствовала и его мама. Но она была явно чем-то озадачена. После крещения выяснилась причина, она подошла ко мне и спросила: «Скажите, а когда будут освящать куличи?» Но прежде, чем я успел ответить по существу вопроса, её только что крещёный сын успел сказать: «Мама, ну как ты сейчас можешь об этом думать?!» Ему была очевидна неуместность не только этого вопроса, но и самой мысли, ведь что такое куличи рядом с величайшим таинством крещения?

И что такое вопрос о первенстве рядом со Страданиями, Смертью и Воскресением Христовыми?

Но чувствительность к духовным вопросам — это не дело воспитания, образования, опыта или чего-либо ещё, она появляется тогда, когда человек находится в общении с Духом Святым. Апостолы ещё не были Им просвещены, их мысли были подобны мыслям самых обычных людей, суть же этого мыслительного процесса сводится к непрерывному поиску ответа на один простой вопрос: «А какую пользу я могу извлечь из сложившейся ситуации?» Если человек не находится в общении с Духом Святым, то он занят поисками ответа именно на этот вопрос, который, конечно, может иметь самые разные вариации. Апостолы не были исключением, они выслушали речь Христа, и даже поняли её, а вслед за этим начали размышлять о себе самих и своей выгоде. Обычная человеческая реакция. Увы, реакция почти неизбежная. Да, собственно, само желание властвовать и обладать, — тоже отсылает нас к ставшим естественными после грехопадения человеческим стремлениям. Но Христос меняет всё. Он переопределяет понятие блага, а вернее будет сказать, что Он указывает на забытое человечеством понимание блага: оно состоит не в следовании вложенным в нас грехопадением инстинктам и общественным традициям, а в исполнении ясно и недвусмысленно выраженной Евангелием воли Божией. Но увидеть эту волю и в полной мере осознать возможно не иначе, как при содействии Духа Святого. Именно об этом мы — христиане — и молимся, мы просим, чтобы Дух Святой пришёл, вселился в нас и очистил нас от всякой скверны, чтобы Он открыл наш ум и сердце к понимаю слов Христа и наполнил нас решимостью следовать за Ним.

Епископ Феоктист Игумнов

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция