Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Глава XVI, 13-24.
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью.
Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Деяния святых апостолов. Глава XIII, 25-32.
При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса.
Два чтения сегодня совмещаются — из первого послания к Коринфянам и отрывок из Деяний, где говорится об Иоанне Предтече. Казалось бы, речь идёт о совершенно разных вещах. Но, на самом деле, они достаточно созвучны друг другу.
Апостол Павел, завершая своё послание к Коринфянам, — а послание, как мы помним, ой какое непростое, хлёсткое, жёсткое, категоричное, обличительное — призывает коринфян быть бодрыми, крепкими в вере, твёрдыми и мужественными. Между строк легко читается — именно этого больше всего и не хватило Коринфянам, чтобы сохранить тот дух Евангелия, который оказался расшатываемым крайне неблагочестивым поведением некоторых членов общины. Апостол, как добрый, но строгий отец, увещает своих детей подтянуться, не поддаваться искушениям, стать ещё взрослее в своей вере.
И тут же фраза, о которую буквально спотыкаешься: «Всё у вас да будет с любовью!» О как! Что это? Перед нами — удивительная способность апостола Павла уравновешивать, гармонизировать свои слова, придавая им полноту и завершённость. Как мудрый отец, способный спрогнозировать дальнейшие действия своих детей, Павел знает: очень легко можно удариться из одной крайности — расслабления и малодушия — в другую — ригоризм и жестокость. Своим призывом любое дело, мысль и слово насыщать любовью, апостол изымает читателей из нездоровых качелей крайностей. Да, надо быть построже — но с любовью. И твёрдости надо учиться — тоже с любовью. И в вере возрастать — и здесь без любви никак не обойтись!
Сегодня апостол Павел даёт нам замечательный урок: что бы мы ни хотели исправить, улучшить, какие бы недостатки мы бы ни стремились искоренить — но ничто не может оправдать нашей нелюбви. И это — очень категоричное утверждение. Ведь чаще всего мы поступаем по отношению к тому, кто провинился, как к жертве — которая заслужила наше наказание! И мы, сами порой того не замечая, изливаем от души собственную дурноту на другого — думая, что делаем великое и спасительное дело! И вот в этот самый момент перед нашим мысленным взором должен возникнуть апостол Павел — посмотреть на нас и спросить: «А вот это — ты тоже делаешь с любовью?...»
И если ответ будет отрицательным, то надо остановиться, прийти в себя, успокоиться и хорошенько подумать, каким образом можно донести до другого всю нашу боль за него, наше беспокойство, нашу деятельную любовь — и при этом не поддаться искушению возомнить себя карающей десницей Божией!
Помоги же нам, Господи, научиться с мудростью и любовью наставлять и обличать наших ближних — и не поддаваясь малодушию, и не распаляясь неуместным гневом!
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 33-42
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
В Евангелии отчётливо прослеживается, что чем ближе была Голгофа, тем больше Господь Иисус Христос говорил притч и обличительных слов, обращённых к народу Израиля. Спаситель пытался использовать все возможные средства, чтобы люди, к которым Он в первую очередь был послан Богом-Отцом, Его услышали и поняли. Мы знаем, что у Него это не получилось, и не получилось не потому, что Господь плохо старался и делал что-то не так, а потому, что любой человек обладает свободной волей, и даже у Бога нет возможности подчинить Себе эту волю, такое подчинение возможно только в том случае, если сам человек захочет это сделать. Именно на благое пробуждение воли израильтян были направлены слова и действия Христа. На это же были направлены и Его притчи.
Притча о злых виноградарях — в этом смысле эталонная, она обращена исключительно к израильтянам, сам образ виноградника, который в ней активно используется, — очень древний, пророк Исайя считал его крайне удачным, из книги его имени этот образ вошёл в израильскую культуру древности и стал её неотъемлемой частью. По сути дела, Господь Иисус Христос воспроизводит слова Исайи, который сказал: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его» (Ис. 5:7). Действительно, Бог ни о каком ином народе не проявлял столько отеческой заботы, сколько в отношении израильтян. Бог сначала воззвал этот народ из небытия, потом сформировал его как единую национальную общность, а после дал закон и правила, следуя которым, израильтяне должны были в конце концов принести некий плод. Конечно, речь здесь не может идти о чём-то материальном и осязаемом, но лишь о том, о чём в своё время сказал всё тот же пророк Исайя: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16–17). Ничего иного Бог не требовал от израильского народа. Но, к сожалению, воля большинства людей оказалась далёкой от того, чтобы следовать многочисленным и очень внятно выраженным воззваниям Божиим. То, что дал народу Бог — закон и пророков — стало ненужным, Христос в Своей притче выразил эту мысль через рассказ об избиении и убийстве людей, посланных хозяином виноградника за плодами. И Сам Сын Божий тоже оказался не нужен, ведь люди уже настолько ожесточились и закостенели в исполнении своей злой воли, что оказались неспособны услышать обращённую к ним речь Воплощённого Бога. Далее в притче Господь через наводящий вопрос подводит печальный итог и устами Своих слушателей говорит о дальнейшей судьбе народа, о том, что сделает с ним Бог: «Злодеев сих предаст злой смерти, виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
Совершенно неслучайно эта Христова притча прочитывается в наших храмах в воскресный день, тогда, когда в храмах больше всего молящихся: притча, конечно же, в первую очередь была обращена к современным Христу израильтянам, но то, что случилось с избранным народом, может случиться и с любым другим, более того, это может произойти и с каждым конкретным человеком в том случае, если его почитание Бога не приведёт его к тому, что ждёт от каждого из нас Бог: к добру, к правде и к милосердию.
епископ Переславский и Угличский Феоктист.