Расписание богослужений

iВторое послание апостола Павла к Коринфянам. Глава VI, 16 — VII, 1.

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Вопрос, который задаёт апостол Павел в самом начале этого отрывка, риторический, апостол вопрошает: «Какая совместимость храма Божия с идолами?». Само собой, что никакой совместимости между ними нет и быть не может. Храм Божий, вне зависимости от того, что под ним понимать — здание или же человека — перестанет быть храмом в том случае, если он каким-нибудь образом соприкоснётся с идолами. Такое соприкосновение может быть случайным, по незнанию или по неосторожности, но в любом случае храм Божий перестанет существовать. Если речь идёт о здании, то, конечно, само здание сохранится, но функционально это станет совсем иным местом: бывшим храмом, музеем, кинотеатром, домом культуры, складом, чем угодно, но не храмом в собственном смысле этого слова, ведь в нём нельзя будет совершать величайшее таинство — таинство Тела и Крови Господних. Для того, чтобы вернуть храму его функционал, потребуется повторное освящение. Собственно, именно такие освящения мы повсеместно и совершаем последние десятилетия, мы освящаем осквернённые в двадцатом веке храмы.

Впрочем, из контекста апостольского послания ясно, что речь здесь идёт вовсе не о храмах в прямом смысле этого слова, речь о человеке, но не о человеке вообще, а о христианине. Христиан апостол Павел именует храмами Божиими во многих местах своих посланий, к примеру, в Первом послании к Коринфянам мы можем найти такие слова: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16–17).

Но каким образом человек может осквернить себя общением с идолами? Ответ мы находим здесь же, у апостола Павла. Он напоминает своим адресатам часто встречающееся в пророческих книгах Ветхого Завета восклицание: «Они будут Моим народом, а Я буду им Богом» (Иер. 32:38). Эти слова мы можем найти как минимум у четырёх пророков: у Иеремии, у Иезекииля, у Захарии и у Варуха. Всякий раз пророки произносили эти величественные слова в контексте возвещения определений Божиих относительно народа Израиля, и всякий раз Бог через пророков требовал от израильтян, «чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их» (Иез. 11:20). Вместе с воззваниями и обетованиями народу Израиля в книгах пророков есть и слова, которые относятся к будущему, к тому, что наступит в мессианскую эпоху, эпоху Христа Спасителя, эти слова обращены уже не только к израильтянам, они обращены ко всему человечеству и описывают то, что будет происходить после Пришествия Христа, пророк Иезекииль говорил об этом так: «И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их» (Иез. 37:23). Апостол Павел почти дословно воспроизводит слова пророка Иезекииля, вместе с этим апостол делает важное уточнение: да, Бог очищает наши согрешения, да, он не даёт нам оскверняться «идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими», но при этом Бог не принуждает, Он лишь помогает и поддерживает человека на пути богоугождения, поддержка Бога — сильна, велика и надёжна, но, тем не менее, это именно поддержка, для того, чтобы она помогла человеку обрести истинную свободу чад Божиих, сам человек должен стремиться делать то, о чем написал апостол Павел: исполнением Христовых заповедей очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 1-11

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

У известного русского писателя Николая Лескова есть рассказ — «Христос в гостях у мужика». Главный герой произведения — богатый сибирский крестьянин по имени Тимофей — в юности стал жертвой предательства. Родной дядя разорил его, лишил большей части имущества. А затем ещё и забрал себе в жёны невесту Тимофея. Желая отомстить обидчику, крестьянин несколько раз ударил того ножом, но не убил. За совершённое преступление герой Лескова подвергся наказанию и в итоге оказался в сибирской ссылке.

Но и здесь обида не покидала его сердца. Несмотря на вернувшийся со временем достаток и новую семью, крестьянин не находил себе покоя. Не было места для счастья в ожесточенном сердце Тимофея. И вот однажды, читая евангельские строки, где говорилось о том, как негостеприимно встретили Христа в доме одного фарисея, Тимофей в сердцах сострадательно воскликнул — «если бы Ты, Господи, пришёл ко мне, я бы принял Тебя иначе!» И тут же крестьянин каким-то таинственным, но явным образом услышал ответ Спасителя: «Приду, обязательно приду».

С тех пор каждый день в течение полугода ждал герой Лескова прихода Господа Иисуса. Специально для Христа он даже оставлял место за обеденным столом. Но дорогого Гостя всё не было. Наконец, наступило Рождество. Тимофей был уверен, что Господь Иисус обязательно посетит его дом в этот светлый праздник. Во время рождественского ужина, когда в доме у крестьянина собралось много народа — друзей, знакомых, а также бедняков — раздался грохот. Все увидели в прихожей дома неземное сияние. А в центре этого сияния стоял... дядя Тимофея, пришедший просить прощения у племянника.

Герой Лескова упал на колени, стал молиться Богу, говорить о своём недостоинстве. Он принял обидчика, примирился с ним, посадил во главе стола. Христос действительно пришёл к Тимофею — Он прикоснулся к его сердцу, избавил от обиды и тоски, вернул истинную радость жизни. О подобном коренном повороте в жизни говорит нам и прозвучавшее евангельское чтение, где первые ученики Спасителя (прежде всего, апостол Пётр), увидев чудо улова множества рыб, вдруг поняли — Кто перед ними стоит.

Первой реакцией, как и в случае с крестьянином Тимофеем, была молитва и осознание собственного недостоинства. Но Христос — не жестокий языческий божок. Он — истинное и совершенное проявление Божественной любви. Господь, бывает, призывает нас к решительным словам, храбрым поступкам, но не насилует нашей воли. Просто по сравнению со Христом все выгоды и блага этого мира блекнут.

Явленное Сыном Божиим могущество, при всём величии, остаётся, по сути, смиренным предложением открыть для себя новую реальность — реальность Царства Божия. Благодаря которой значение приобретает не только Небо, но и земля. Ведь даже самые простые элементы жизни благодаря прикосновению веры получают новое наполнение, становятся важными и существенными. Не сказать о ком-то плохо, не осудить, не обмануть, проявить милость... Всё перечисленное обретает новый смысл, когда рассматривается сквозь призму отношений между человеком и Богом.

Господь, как в случае с апостолами и героем Лескова, готов прийти и к нам. Он являет Себя нам через обстоятельства жизни, через других людей и смиренно ждёт — когда же мы откликнемся на Его призыв. Величие Божие не может не поражать, но в корне всех действий Творца находится Его безмерная любовь к нам. В глубине души мы понимаем, что, наверное, не заслуживаем этой почести — прихода Христа в нашу жизнь. Но решать всё же не нам. Потому будем радоваться возможности быть со Спасителем, свободно выбирая жизнь вместе с Ним и по Его благой воле!

священник Антоний Борисов.

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция