Расписание богослужений

2Послание апостола Павла к Галатам. Глава VI, стихи 11-18.

Видите, как много написал я вам своею рукою.

Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

Между Православной Церковью и католической довольно много отличий, но, конечно, не все отличия имеют принципиальный характер, большинство из них обусловлены различиями в культуре тех народов, в среде которых формировалось восточное и западное христианство. При этом есть и то, что имеет важное и во многом определяющее значение.

К примеру, православные христиане полагают категорически недопустимыми какие-либо виды религиозной экзальтации, тогда как в западном христианстве несколько иное отношение к этому вопросу. Одним из ярких примеров нарушения должного, с нашей точки зрения, порядка духовной жизни являются стигматы, то есть кровоточащие раны на телах подвижников в тех местах, которые соответствуют ранам на теле Христа при Его Распятии.

Конечно же, западные христиане с нами не согласятся, они скажут, что речь здесь не идёт о религиозной экзальтации и вызванными ей нарушениями в работе человеческого организма, и что стигматы — явное чудо, которое свидетельствует о высоте духовной жизни человека, их от Бога получившего. А ещё они сошлются на слова апостола Павла из сегодняшнего отрывка: «Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём» (Гал. 6:17). И, действительно, если мы посмотрим оригинальный греческий текст Послания к Галатам, то увидим там слово «стигмата», которое на русский язык переведено как «язвы». Вроде бы формально наши западнохристианские оппоненты будут правы: если некие язвы были на теле апостола Павла, то почему мы исключаем возможность их появления у других людей в том случае, если их вера равна или близка к вере апостола Павла?

Для ответа нам необходимо немного погрузиться в контекст шестой главы Послания апостола Павла к Галатам: эта глава посвящена очень часто встречающейся в павловых посланиях теме — теме соотношения закона Ветхого Завета и евангельских норм. В частности, апостол критикует тех, кто принуждает новообращённых христиан соблюдать постановления Ветхого Завета, в качестве наиболее яркого примера апостол здесь делает отсылку к практике обрезания и говорит, что люди, которые принуждают христиан соблюдать закон Ветхого Завета, преследуют личные цели, и эти цели никоим образом не соотносятся с евангельским благовестием: «Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (Гал. 6:11). Апостолу Павлу глубоко чужд такой подход, у него нет никаких личных целей, он доказал это всей своей жизнью, он служит только Христу, и его цели абсолютно и совершенно совпадают с целями Спасителя. Далее апостол использует очень яркий образ, но, к сожалению, в русском и славянском переводах этот образ утрачен: Павел пишет о себе как об имуществе, принадлежащем Христу, пишет, что на нём стоит хозяйское клеймо, для обозначения которого апостол и использует слово «стигмата», имеющее в своём первом словарном значении смысл особого знака, выжженного или наколотого на теле раба, воина или животного для обозначения принадлежности тому или иному хозяину.

Апостол Павел всецело ощущал себя принадлежащим исключительно Христу, а не кому бы то ни было ещё, он не думал о своей личной выгоде, о своей репутации, о своём месте в этом мире, его всё это ничуть не заботило, он был Христов, о чём апостол и сообщил христианам Галат. Ну а с физическим телом апостола всё было нормально, никаких отметин на нём, конечно же, не было.

Епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 13-17; Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 35-46

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Едва ли кто-то решится оспаривать верность, мудрость и красоту двух самых главных заповедей о любви к Богу и ближнему. Но — это в теории. А на практике чаще всего мы решаем не вопрос, любить или не любить, а то, на кого именно, в какой мере и за чей счёт должна быть направлена наша любовь. И вот здесь нас поджидают неоднозначные вопросы.

Ведь любовь — штука энергозатратная. Во всех смыслах. Любить по ходу, между делом — не получится. Это уже не любовь, а так, отговорки. То есть — нелюбовь. Полноценная любовь требует постоянного касания к объекту любви мыслями и чувствами, памяти о нём, внимания, деятельной заботы — но вот проблема: объём-то у сердца один, и чем больше в нём объектов любви, тем меньше каждому из них достанется! Родители в многодетных семьях прекрасно знают, что такое — ревность старших детей к младшим: почему маленьким всегда достаётся больше родительского тепла и нежности, когда и старшие в этом не менее нуждаются?..

Чтобы подойти к ответу, я предложил бы поразмышлять вот над каким примером. Несмотря на то, что в мире есть очень много людей, которые хотели бы научиться рисовать, профессиональный художник не особо-то торопится посетить кружки рисования, чтобы обучить как можно большее число жаждущих научиться. Он понимает: если каждый день напряжённо работая, снова и снова переделывая, улучшая свои полотна, он сможет раскрыть свой творческий потенциал — и, быть может, напишет всего одну единственную картину — которая будет настоящим произведением искусства — эта картина принесёт куда больше пользы для вдохновения учащихся, чем его мельтешение по разным кружкам. В этой картине он должен суметь отразить художественными средствами что-то такое, что гораздо больше его самого, а если говорить ещё точнее — определённое качество Божественного. И потом на все его другие работы — эскизы, наброски, не очень удачные картины — будут смотреть уже совершенно другими глазами — пытаясь догадаться, как именно художник смог прийти к своему шедевру.

К чему я веду? К тому, что ответ на наш вопрос — как именно любить? — уже дан в самом тексте заповеди: всем сердцем, всей крепостью, всем разумением. Не какой-то частью — а — только целиком. И вот тогда такая любовь становится «центрирующей» силой всего человека: ранее разрозненные, враждебные друг другу силы «прилипают» к этому центру — и включается мощнейший духовный резонанс. Я думаю, каждый из нас имел опыт похожего переживания — когда сильная увлечённость чем-либо словно открывала неведомые ранее источники вдохновения, радости и безграничной энергии.

Одним словом, главное, о чём хорошо бы постоянно заботиться — чтобы в жизни было, кого — или, быть может, что — любить именно всем сердцем, умом и волей. И тогда сама постановка вопроса — как правильно, в равной мере, распределить на всех один и тот же объём любви? — станет смехотворным. Потому что если любовь есть, её, как и Духа Божьего, на всех хватит!..

протоиерей Павел Великанов.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция