Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Глава XI, 31 — XII, 9.
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Любое научное открытие начинается с фантазии. Вдохновлённый учёный сначала мечтает, чего бы он хотел добиться, а затем уже ищет инструменты для достижения поставленной цели. Так поступал, например, Константин Циолковский, ещё в начале двадцатого века обосновавший возможность полётов человека в космос и освоения людьми внеземного пространства. Циолковский скончался в 1935 году, так и не увидев старта первой космической ракеты, но именно его идеи и расчёты, в конце концов, позволили человечеству преодолеть земное притяжение.
В сегодняшнем чтении из послания апостола Павла к коринфянам речь тоже идёт, в каком-то смысле, о выходе за пределы привычной нам земной реальности. Павел говорит о пережитом неким человеком удивительном опыте — о пребывании на третьем небе, где обитают неописуемые существа, говорящие на языке, передать который адекватно совершенно невозможно. С древних времён существует предание, что прикровенно апостол Павел в данном месте послания говорит о себе самом и своём мистическом переживании общения с Богом.
Что же имел в виду святой, говоря о третьем небе? Здесь необходимо знать некоторые детали религиозного мышления людей той эпохи. Читатели апостола различали три типа неба: облачное, находящееся над ним звёздное и, наконец, совершенно недоступное духовное — место (если так можно выразиться) пребывания Бога и ангелов. Получается — апостол каким-то удивительным образом преодолел два первых (физических) уровня и оказался на третьем — сверхприродном.
Интересно, что описанный Павлом опыт стал фактически ответом на коммунистическую критику Церкви во времена Советского Союза, когда глава государства Никита Хрущёв самодовольно говорил: «Гагарин в космос летал, а Бога не видал». Конечно же, ещё с самых древних времен христиане не считали межзвёздную или межпланетную пустоту местом обитания Бога. А всегда подчёркивали абсолютную инаковость Царства Божия привычным нам категориям реальности.
Чем ещё ценен для нас опыт апостола Павла? Тем, что он демонстрирует возможность для человека уже здесь, во время земной жизни, стать сопричастником Божественной вечности. Святой пишет коринфянам, что вознесение до третьего неба случилось четырнадцать лет назад — то есть в самом начале апостольского служения Павла. И все эти годы пережитый опыт вдохновлял его, наполнял сердце и душу радостью, укреплял перед лицом гонений и преследований.
Даже святому человеку подчас непросто устоять перед гордостью. Созерцание Царства Божия, которого удостоился Павел, было не только ценным, но и опасным опытом. Потому что мистическое переживание могло склонить апостола к мысли о собственной исключительности. Для, так сказать, «заземления» Господь послал Своему проповеднику вразумление. Или как пишет сам святой — «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Большая часть толкователей утверждает, что в данном случае речь идёт о какой-то болезни, напоминавшей Павлу, что он (при огромном количестве талантов) всё же человек.
Чему учит нас сегодняшнее апостольское чтение? Сразу нескольким вещам. Во-первых, тому, что главной мечтой нашей жизни должно быть Царство Божие. И речь не о болезненных фантазиях или о дурном эскапизме — попытке сбежать от жизни с её трудностями. «Царство Божие силою берётся», — говорит Христос. Каждый день нашей жизни мы должны проходить по-христиански, по заповедям Божиим, трудясь и радуясь, что мы — соработники Господа, проводники Его исцеляющей благодати.
Во-вторых, будем готовы к тому, что Бог, воспитывая нас, не давая нам задирать горделиво нос, будет посылать нам наше жало в плоть. Чтобы мы не возносились и не самообольщались. А помнили, что источником наших талантов является наш Творец. Ну и, наконец, третье. Господь никогда нас не бросит и не предаст. Об этом нужно помнить всегда. Как бы нам тяжело ни приходилось. Если даже в достижении добрых земных целей Господь помогает людям (как в случае Циолковского с его мечтой о космосе), то уж в отношении нашего главного призвания — быть гражданами Неба — Отец Небесный обязательно нас укрепит и поддержит. Потому — не будем бояться, но станем творить правду Божию.
Иерей Антоний Борисов
Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16
После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Христианская письменность и христианское искусство имеют свои каноны. С течением времени формы канонов могут меняться, но по своему существу они остаются неизменными. К примеру, жития недавно прославленных Церковью святых пишутся в соответствии с привычными нам формами древних житий, которые не подразумевают описания очень многих подробностей жизни святых, они сосредоточены на передаче сути их духовного подвига. Нечто подобное можно сказать и об иконописном каноне, в своём классическом варианте он существенно отличается от художественной живописи, так как его основная цель состоит в передаче живописными средствами не земных, а небесных реалий. Сам текст Священного Писания, в том числе и Евангелия, тоже создан по определённому канону, который не совпадает с методами создания исторических хроник или же произведений художественной литературы. По этой причине мы не найдём в Евангелии той информации, которая характерна для исторических хроник, ведь Евангелия преследуют ту же самую цель, что и иконописные изображения: Евангелие в первую очередь стремится донести до своих читателей реалии Царства Божия.
Евангельская история воскрешения сына наинской вдовы — тоже отнюдь не историческая хроника, этот евангельский сюжет создан по сложившемуся канону, а потому он в основных своих чертах напоминает, как воскрешение дочери начальника синагоги, которая тоже была воскрешена прикосновением Господа Иисуса Христа и повелением встать (см. Мф. 9:24), так и случаи воскрешения, зафиксированные в Ветхом Завете, а именно, воскрешения, совершённые пророками Илиёй и Елисеем. Во всех перечисленных историях воскрешения есть много общего: всегда в роли воскрешаемых выступали дети, и всегда воскрешения вели к осознанию народом особого Божиего присутствия среди них. Собственно, в этом результате и заключён основной и высший смысл совершённых чудес.
Замечательно в этих рассказах и то, что ни у кого из присутствующих не возникает сомнений в истинности чудес, свидетелями которых они стали. Сам этот факт говорит о том, что люди были готовы к встрече с Богом лицом к лицу либо через Его пророков. Из этого можно сделать ещё один вывод: Бог молчит и никак не проявляет Себя в том случае, если люди не готовы к встрече с Ним, если они по каким-либо причинам не способны принять чудо и провести логическую связь между чудом и божественным присутствием. Кажется вполне очевидным, что в подавляющем большинстве случаев невозможно уверовать лишь на основании каких бы то ни было чудесный знамений, об этом говорил и Сам Христос в притче о богаче и Лазаре, вложив Свои слова в уста Авраама: «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Обрести Бога и ощутить Его присутствие могут только те, кто к этому готов, ну а о должной подготовке нам также известно из евангельских слов Господа Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Иными словами, Бог открывает Себя тем, кто очистил своё сердце от зависти и злобы, от похоти и гнева, от жестокости и гордыни. Конечно, в полной мере сделать это невозможно, но невозможность вовсе не означает, что этим не стоит заниматься со всем доступным нам усердием.
Епископ Феоктист Игумнов