Второе послание апостола Павла к Тимофею. Глава IV, стихи 5-8.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Христианскую жизнь с её тяготами и сложностями апостол Павел в своих посланиях часто уподоблял войне, в которой христианин сражается с демоническими силами, и спортивному состязанию, в котором христианин выступает в роли участвующего в соревновании атлета.
Во Втором послании к Тимофею апостол Павел использует вторую из этих двух аналогий, и говорит о самом себе как о том, кто успешно движется к финишу. На это указывает используемая здесь терминология, которая, к сожалению, звучит невнятно в используемом нами русском переводе, а потому апостольская фраза «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» звучит не совсем понятно, в частности, не ясно, какое такое «течение» совершил апостол. Если же мы откроем более современные переводы, то всё станет на свои места, в одном из переводов это выражение звучит так: «Я хорошо провёл бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам». Несмотря на неполное соответствие греческому оригиналу, этот перевод в полной мере воспроизводит его смысл: апостол Павел призывает смотреть на христианскую жизнь как на состязание со своими правилами и со своими испытаниями.
Вполне естественно, что в ходе любого спортивного соревнования, как и в рамках подготовки к нему, в какой-то момент может возникнуть желание всё бросить, забыть о своих амбициях и вернуться к нормальной человеческой жизни, но победить может лишь тот, кто сумеет преодолеть эти искушения. То же самое справедливо и в отношении христианской жизни: поначалу она кажется очень увлекательной, а всё то, что связано с Церковью, видится новоначальному христианину невероятно красивым, глубоким и мудрым. Кажется, что после вхождения в Церковь человека ждёт нечто совершенно необычайное и чрезвычайно духоподъёмное, но, как и в случае с занятиями спортом, через какое-то время наступает совсем иной этап: динамика исчезает, вместе с ней исчезает и интерес. Чуть позже может начаться и следующий этап, который проявляет себя через отвращение к тому, что раньше казалось невероятно прекрасным, а то, что виделось увлекательным, превращается в нудную «обязаловку» с налётом гнетущей скуки. Как и в спорте, далеко не все христиане способны преодолеть эти этапы, к сожалению, большинство из нас сходит с дистанции довольно быстро. Если в спорте такого человека сразу видно, то с христианством дело обстоит существенно иначе: можно формально оставаться христианином, более того, можно быть монахом или же священником, но жить при этом далёкими от христианства интересами и устремлениями. Впрочем, с точки зрения конечного результата, который апостол Павел выразил через выражение «венец правды», не имеет никакого значения сохранил ли христианин формально своё христианство или же он его вовсе отринул, значение имеет лишь то, что человек отказался от напряжённой борьбы. Цель апостола состояла в том, чтобы предостеречь Тимофея, а вместе с ним и всех христиан последующих поколений от искушения сдаться, ведь оно неизбежно придёт, и как всякое иное искушение, оно будет выглядеть вполне обоснованным и аргументированным. К примеру, христианин может увидеть, что внутренняя жизнь Церкви вовсе не такая, какой она должна быть в идеале, христианин может узнать, что церковные традиции зачастую имеют под собой весьма спорные основания, и что история Церкви — это не только история святых, но и история нравственных преступлений. Христианин может столкнуться со множеством, как кажется, неоспоримых свидетельств того, что евангельский путь ошибочен или даже ложен, но всё это — лишь искушения, которые возможно преодолеть молитвенной настойчивостью и исследованием примеров борьбы живших прежде нас святых.
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 1-8
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Современный кинематограф пытается не только развлечь зрителя, но и побудить его думать об очень важных вещах. Прежде всего, о том, для чего, собственно, стоит жить? Рассуждают о смысле бытия и герои фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» — космонавты, отправленные на поиски новой для вымирающего человечества планеты. Их миссия осложняется ограниченными объёмами топлива, а также непредсказуемым влиянием гравитации на пространство и время. Но, в конечном счете, всё сводится к вопросу — зачем человек живёт на этом свете? Главный герой расстаётся с любимой дочерью ради исполнения долга и иного варианта для себя не видит.
В прозвучавшем чтении мы также слышим о подчинении жизни высшей цели. Воплощением такого подхода становится пророк Иоанн Креститель. Каждое его слово, каждое действие становится формой самого настоящего богослужения. Предтеча проповедует скорое пришествие обещанного Богом Мессии и спешит достучаться до как можно большего числа сердец.
Главной темой проповеди Иоанна становится покаяние. Это понятие обычно воспринимается нами, как синоним сожаления, признания ошибок. Но это лишь часть смысловой нагрузки покаяния, которое на иврите звучит как «тшува». В дословном переводе «тшува» есть не что иное, как возвращение назад, разворот на сто восемьдесят градусов.
Куда же призывает слушателей вернуться пророк Иоанн? На самом деле, всё очень просто. Достаточно вспомнить слова Христа Спасителя — «будьте как дети», «кто не уподобиться ребёнку, не сможет войти в Царство Небесное». Таким образом, речь идёт о возвращении в детство. Не умом, конечно, а сердцем. Сначала пророк Иоанн, а затем и Господь Иисус обращаются к людям с просьбой стать по-детски незлобными, независтливыми, немстительными.
Но и это ещё не всё. Дети воспринимают мир как нечто цельное, легко отличают правду от лжи. Кроме того, они умеют всем сердцем желать, безоговорочно следовать чистым идеалам. Об утрате подобного умения нам, взрослым, подчас приходится только горевать. Ведь мы так привыкли к компромиссам с совестью, внутренним уговорам самих себя в необходимости сомнительных с нравственной точки зрения решений.
Но Господь не только всемогущественный повелитель вселенной. Он ещё и мудрый педагог, дающий каждому человеку, как минимум, однажды в жизни возможность вернуться, так сказать, к заводским настройкам — изначальным принципам детской чистоты и цельности. Подобный момент наступает обычно, когда речь заходит об исполнении долга, о жертве ради жизни любимого. Впрочем, можно пойти путём покаяния и без подобных потрясений.
Для этого необходимо остановиться и подумать — туда ли направлен путь моего личного бытия? Правильным ли целям посвятил я свою жизнь? Адресовав данный вопрос Богу, мы обязательно получим ответ. Господь не будет молчать. Как указал Он верный путь пророку Иоанну, так и каждому из нас, просящему о помощи и поддержке, Он поможет во Христе Иисусе обрести смысл жизни и тем самым вернуться в счастливое детство, обретя мир и радость в Боге.
священник Антоний Борисов