Расписание богослужений

Apostol-PavelПослание апостола Павла к Ефесянам. Глава IV, стихи 7-13.

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

Для первозданного человека общение с Богом в Духе Святом было естественным. Благодаря этому общению в каждом раскрывалась та творческая и личная уникальность, которую Бог вложил в каждого из нас. После грехопадения творческие способности в человеке сохранились, но из-за рабства страстям, из-за страха смерти, человек оказался неспособен развиваться полноценно. В глубине души он чувствует, что сотворён для любви и общения, но творчество его заканчивается разрушением, а общение соперничеством. Зная, что человек бессилен измениться, Бог приходит для того, чтобы вернуть его на истинный путь.

Четвёртая глава послания к Ефесянам, отрывок из которой мы читаем сегодня, начинается с призыва к единству в Духе, ведь ученики верят в одного Бога и надеются на общее воскресение. Однако единство, к которому они призваны, не унылое и однообразное, перемешивающее всех в одну серую массу. Мы едины в вере, едины в нравственной жизни, но в то же время очень разнообразны, ведь получаем от Бога разные дары, которыми призваны служить друг другу в Церкви. Апостол так и говорит: каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. То есть дара, который даётся нам Иисусом Христом и раскрывается в ту меру, в которую мы сами возрастаем в Нём как части Его Тела, как члены Церкви.

Но как в падшем человеке раскрывается этот дар? Он раскрывается благодаря причастности жизни Иисуса Христа, благодаря причастности Его подвигу. Ведь прежде, чем взойти на небо в качестве победителя, Спасителю предстояло взойти на крест в виде побеждённого. Ему предстояло не только умереть, но и сойти во ад, чтобы освободить тех, кто был пленён дьяволом. Христос побеждает не только силой, которой обладает как всемогущий Бог, но и верностью Отцу, которую проявляет как человек. И этим Он открывает путь для каждого из нас. Всё то доброе, что есть в человеке, что заложено в него Самим Творцом, раскрывается в нас, когда мы идём вслед за Спасителем.

Сегодняшнее чтение неслучайно читается в воскресенье, следующее за праздником Богоявления. Стоя на берегу Иордана, Иисус говорит Крестителю: должно нам исполнить всякую правду. Спускаясь в Иордан, в воды которого люди входили для омовения грехов, Он берёт на себя грех мира, все его ошибки, всю его злобу... И не грешит там, где люди грешат, не ошибается там, где они ошибаются, не злится там, где торжествует зло. Напротив, Он являет Собой истинного Сына, в котором пребывает Дух Святой и, когда над нами совершается таинство Крещения, мы входим в жизнь Христа. В Его праведность, Его святость. Через Него мы усыновляемся Отцу и получаем Духа Святого. Именно здесь, на этом пути происходит постепенное раскрытие в каждом того дара, о котором апостол говорит в начале отрывка. Кто-то поставлен апостолом, кто-то пророком, кто-то пастырем, и всё это для того, что в синодальном переводе названо совершением святых и что на самом деле означает совершенствование всех христиан. Но совершенствование не в смысле простого личного возрастания, благодаря которому мы становимся лучше, но в смысле созидания Тела Церкви, ведь во Христе мы становимся лучше, только если растём в любви к другим людям. Духовная жизнь — это путь к единству веры, единству познания Бога, к единству в Церкви, которая есть Христос. Именно в Нём исполняется полная мера замысла Божьего обо всём творении. И все мы, несмотря на различия между нами, призваны быть похожими на Христа — не внешне, конечно, но в том, как воля Божия открывается в нашей жизни.

священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, а сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

В только что прозвучавшем отрывке евангелист Матфей описывает начало проповеди Иисуса Христа. Начинается она с того, что Господь переселяется из Назарета, где Он провёл всю Свою юность, в Капернаум. Это город, который находился в области под названием Галилея. Об этой местности необходимо сказать отдельно. Галилея была самой северной частью Палестины и граничила с Сирией. Размеры её были очень невелики, и здесь всегда была очень высокая плотность населения, ведь Галилея была сказочно плодородна. Она славилась богатыми пастбищами, плодородные нивами, оливковыми рощами. Всё это привлекало сюда людей. Поэтому Спаситель начинает проповедь Евангелия именно здесь. Так Его могло услышать как можно больше народу. Но не только поэтому.

Дело в том, что жители Галилеи имели особый менталитет. В отличие от своих южных соседей, жителей Иудеи, которые были очень консервативны и отличались ультратрадиционалистскими настроениями, люди в Галилеи были открыты для новых идей. Они были терпимы и, как бы мы сейчас сказали, толерантны. Ведь со всех сторон их область была окружена языческими народностями. Их соседями были финикийцы, сирийцы и самаряне. Кроме того, через Галилею проходил величайший торговый путь из Дамаска в Египет и далее в Африку. Иудея в этом смысле была изолирована от большого мира. Да и история Галилеи наложила отпечаток на мироощущение её жителей. Изначально эту страну населяли потомки Неффалима и Завулона, двух из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Они не смогли выгнать с территории своих колен местных жителей, а потому с древнейших времен население здесь было смешанным: иудеи жили рядом с язычниками. Поэтому Галилея и называется языческой в том пророчестве, которое сегодня цитирует апостол Матфей.

Итак, история, географическое положение, природные качества местных жителей сделали Галилею тем местом, где проповедь Христа имела больше шансов быть не только услышанной, но и воспринятой. Именно поэтому во время Своей земной жизни Господь так любил эту землю, её жителей, и с такой неохотой шёл в Иудею, где Ему были совсем не рады и где Его в итоге и предали смерти.

Всё это напоминает нам об одной важной истине. Бог приходит в первую очередь к тому, кто готов Его услышать. А для этого необходимо иметь определённое расположение ума и сердца. Мы должны быть порой открыты тому, что может не соответствовать нашим представлениям о том, как Бог должен действовать в нашей жизни. Ведь Сам Он не может быть описан никакой системой норм и правил. Он всегда выше этого. А потому, когда встречаем на своём пути что-то подозрительное, непривычное, незнакомое, не будем торопиться отталкивать это от себя. Приглядимся. Прислушаемся. Вникнем. Может быть, даже доверимся и испытаем. И если всё это сделаем с мыслью о Боге, с надеждой на Него и верой в то, что Он ведёт нас по этой жизни, вполне вероятно получим опыт, в котором Господь откроется нам неожиданной, новой стороной, откроется таким, каким мы раньше Его не знали.

священник Дмитрий Барицкий.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция