Расписание богослужений

1516609521 gjoulediu7s-1-900x640Первое послание апостола Павла к Тимофею. Глава IV, 9-15.

Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи.

Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

В сегодняшнем чтении апостол наставляет Тимофея в том, каким должно быть его епископское служение. Некоторые из слов, которые мы услышали, размещаются на обратной стороне священнического креста, потому что священник, вслед за епископом должен быть образцом для остальных христиан.

Впрочем, чтобы понять, на что именно в словах апостола Церковь предлагает нам обратить особое внимание, стоит вспомнить, что это чтение специально читается параллельно с евангельским отрывком о Закхее. Многие знают, что он был мытарем, которому было интересно, кто такой Иисус, о котором все говорят, однако в итоге он не только увидел Учителя, но даже принял Его в своём доме... И не только принял в доме, но и покаялся в грехах, полностью изменив свою жизнь. Если мы задумаемся над тем, что стало поводом к этому изменению, мы поймём, что речь должна идти об открытости и расположенности к нему Самого Христа. Именно Он, Его доброе отношение и готовность к общению позволили Закхею сделать первый шаг.

Что же мы слышим в словах апостола? О чём он говорит Тимофею? Он утверждает, что весь их пастырский труд оправдан тем, что Сам Бог — спаситель всех людей и особенно верных.

Обратившись к истории Закхея, можно вспомнить, как все возмущались тем, что Иисус, человек безукоризненной праведности, зашёл в дом к грешному человеку. Впрочем, никто не стал бы возмущаться, если бы все понимали, что Иисусу, как воплотившемуся Богу, нужны все, ведь Он пришел, чтобы спасти всех. Так жил и действовал Он Сам, так жил и действовал апостол Павел и его ученик Тимофей, так призваны жить все мы, ведь нет никого, кем можно было бы пренебречь.

Подобный подход к людям невероятно сложен, потому что на личность давит вся традиция человеческих отношений. Общаются с сильным, с богатым, с успешным, и отворачиваются от слабого, беспомощного, несчастного. Выбирая сторону этих последних, верующий человек ставит себя в уязвимое положение, как поставил себя Тимофей, которому апостол Павел пишет так: «никто да не пренебрегает юностью твоей». Молодой глава Ефесской общины, конечно, мог подвергаться самым разным упрёкам, но как он сам себя должен был себя воспринимать? Как пример для подражания. При этом, естественно, Тимофей понимал, что, как и любой человек, он несовершенен, но это было делом его внутренней духовной жизни. Внешне же, он для всех должен был являть собой ученика Христова, никем не пренебрегая.

Иногда мы думаем, что некоторые наши встречи неважны и есть те, перед кем можно расслабиться и позволить себе быть что называется обычным человеком. Но в том то и дело, что быть учеником Христа — это не просто ходить в храм, не просто читать молитвы или соблюдать посты... это согласиться с Ним всем своим существом и это согласие являть в своей обычной жизни.

священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

В прекрасном и вдохновенном 102-м псалме есть удивительные по своей глубине строки: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его... Исполняющего благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя» (Пс. 102:2,5). Этими словами царь и псалмопевец Давид обращается к своей душе, призывая её помнить о всех благодеяниях, которые она получила от Бога, помнить и о том, что благодеяния Божии всегда превосходят то, о чём человек может мечтать. Есть, конечно, и определённое условие: желания должны быть благими, то есть не нацеленными на что-то земное, а устремлёнными исключительно к Богу.

Исполнение слов Давида мы видим и в истории мытаря Закхея. Его желание было благим: он хотел увидеть — всего лишь увидеть! — проходящего через Иерихон Христа. Мы можем только догадываться о том, каким образом у Закхея зародилось такое желание, впрочем, если вспомнить, что вообще любое благо имеет своим источником Бога, то и стремление Закхея увидеть Христа можно отнести к этому же источнику, именно так и поступил святитель Григорий Палама, он написал: «Я же думаю, что Божественная сила Иисусова неизреченным образом его манила и побуждала следовать: потому что он тяготел (ко Христу), поскольку имел добрый нрав и душу восприимчивую к добродетели, и поэтому горячо желал и стремился увидеть Иисуса».

Закхей мог по-разному поступить с возникшим в нём стремлением, он, к примеру, мог решить, что его статус начальственного человека позволяет ему встать в первых рядах встречающих Христа людей, или же решить, что само его горячее желание увидеть кого-либо несовместимо с общественным положением главы сборщиков податей, Закхей мог поступить самыми разными способами, но он их все отверг и, забыв о свойственном всякому взрослому человеку чувстве собственного достоинства, просто взобрался на дерево, этим своим действием он показал, что его желание было действительно благим, то есть устремлённым к Богу, потому что только стремясь к Богу человек способен отринуть свою гордыню и все общественные предрассудки. Далее с Закхеем произошло то, что значительно раньше описал Давид: Закхей не только увидел Христа, он сподобился значительно большего — Закхей говорил с Ним и принимал Спасителя в своём доме. Конечно, взбираясь на дерево, Закхей не мог и мечтать о таком развитии событий, но Бог исполняет наши «благие желания», исполняет их в совершенной и превосходной степени.

епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция