Второе послание к Тимофею святого апостола Павла. Глава III, 10-15.
А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Сегодняшнее чтение начинается с противопоставления Тимофея, спутника апостола Павла, людям, которые избрали для себя образ жизни, в корне отличный от христианского. Это жизнь «по стихиям мира сего, а не по Христу» — жизнь, в которой самой главной, предельной ценностью, является человеческая самость, болезненный эгоцентризм. Сами того не замечая, эти люди превращаются в «чёрные дыры», которые втягивают в себя и уничтожают без остатка такие качества личности, как честь, достоинство, порядочность, жертвенность, готовность оказать милость и поступиться собственными интересами, верность и скромность.
Обращаясь к Тимофею и всячески поддерживая его выбор — выбор подражать образу жизни апостола Павла, а не большинства окружающих — в качестве главного маркера предлагается неизбежность гонений, преследований, притеснений. Причём апостол это утверждение формулирует однозначно и категорично: все без исключения, желающие жить по-христиански, обязательно будут гонимы.
Откровенно говоря, перспектива как-то не сильно вдохновляющая. Представьте себе, если бы тренер перед началом занятий сразу бы ориентировал своих учеников не на победу, а на позорное поражение — многие ли остались бы в спортзале? На что же в таком случае рассчитывает апостол, предлагая такую совершенно безальтернативную перспективу всякому христианину? Или здесь апостол решает более глубокую и важную проблему, нежели просто неудачным способом призвать к верности заповедям?
Если посмотреть на композицию текста, несложно заметить: постоянное противопоставление преуспевающих во зле грешников и угнетаемых праведников совсем неслучайно. И сам Павел, и Тимофей, и первые христианские общины, к которым адресованы послания апостола, — все они прекрасно усвоили с детства простой принцип: Бог любит праведников и им помогает, а от грешников отворачивается. Даже самая пронзительная, самая драматическая библейская книга — Иова — всё равно заканчивается счастливым концом: за все перенесённые страдания Бог вознаградил Иова сторицей.
Утверждая, что «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» апостол снова и снова стремится изменить это шаблонное представление, традиционное и для иудейского, и для языческого религиозного сознания. Пример Самого Христа Спасителя свидетельствует, что зло может полностью победить — но только на отрезке этой, временной, земной жизни. А вот за его пределами уже действует Правда Божия, для которой полное поражение на земле становится главным условием абсолютной победы в вечности.
Конечно, нам, как людям подвижным, внутренне неустойчивым, крайне сложно сохранять верность такой высокой планке: нам постоянно хочется её ну хотя бы немного опустить — чтобы не так всё выглядело бесперспективно, чтобы и здесь хоть немного «ухватить» житейского счастья и благополучия, но и там, в вечности, ничего не упустить. Чтобы нас меньше «размывало» изнутри, апостол обращает внимание Тимофея на Священное Писание как на главный инструмент, который способен «умудрить» в вере. Как бы ни стремился дрожать и колебаться человеческий ум, но если для него Писание — крепкий якорь — то ему всегда будет, куда возвращаться.
В завершение хочется всем нам пожелать почаще вспоминать эти слова апостола, особенно в ситуации «поражения», когда снова и снова начинает подкрадываться помысел — а вдруг я и правда что-то неправильно делаю — что против меня буквально весь мир ополчился? Если нет в нашем деле греха, и мы верны заповедям Христовым — значит, нам всего лишь ставят самим фактом неприятия и гонений самую надёжную печать подлинности нашей веры!
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Фарисей, который пришёл помолиться в храме, не был злодеем. Он был порядочный человек, лучший представитель иудейского общества того времени, ревностный исполнитель нравственного закона, хранитель устава, который дал евреям ещё Моисей, а также поборник преданий старины. Можно говорить, что он был образцом благочестия, как его представляла еврейская религия на тот момент. Поэтому Господь не осуждает его. О нём говорится, что он пошёл домой оправданным. Ведь он во всём следовал уставным предписаниям закона.
Мытарь в этом смысле был его полной противоположностью. Он был сборщиком налогов в пользу Рима. Поэтому в глазах единоплеменников был предателем, который изменил не только своему народу, но и в каком-то смысле, вере своих отцов. Кроме того, работа налогового полицейского была сопряжена с разного рода махинациями. Мытари неплохо наживались на других людях. Обманывали их. Нередко обдирали как липку. Деньги у них водились, а вот с совестью нередко были проблемы. Поэтому наряду с блудницами, пьяницами и другими маргиналами они считались грешниками и нечестивцами. Почему же сборщик налогов оправдан больше, чем фарисей?
Человек, который достиг в жизни определённого успеха, нередко может слишком увлечься самим собой. Тем положительным образом себя, который он создал и который презентует окружающим. Здесь слишком большой риск впасть в заблуждение, что мир вращается вокруг тебя. Иными словами, добродетельность, нравственная безупречность, успешность в жизни могут стать благодатной почвой для элементарного эгоизма. При этом мы можем быть добрыми, внимательными, щедрыми, терпеливыми, скромными и даже в некоторых случаях самоотверженными. Одно другому не мешает. Ведь на миру и смерть красна. И вот в чём беда: чем больше в нас подобного самолюбования, тем меньше нам нужен Бог. Такой человек сам себе бог. Он сам знает, как рулить своей жизнью. Ведь неслучайно он очень многого достиг. А потому к Богу он обращается или в трудную минуту, или как фарисей, в те моменты, когда необходимо ещё раз подчеркнуть свою уникальность. Однако только попробуй задеть его самолюбие, и можешь увидеть его истинное лицо. Как только что-то идёт не по его представлениям, здесь и проявляется его подлинная сущность. Внезапно оказывается, что люди для него лишь средство, материал. Всё своё великодушие и добропорядочность он готов проявлять лишь тогда, когда все пляшут под его дудку. Вероятно, эти настроения в определённой степени присутствовали и в персонаже из притчи. Неслучайно говорится о том, что он пренебрежительно высказывается о мытаре. Больная самость возбуждает его высокомерие. Мытарь противен ему. Он возмущён самим фактом существования подобных людей.
И действительно. Мытарю нечем хвалиться. Как успешный член общества он не состоялся. Да что говорить, он проиграл свою жизнь. Провал во всех сферах. Он — пустое место. И люди не любят, и сам на себя не может смотреть в зеркало. Просто ничтожество. Но вот в чём парадокс. Именно таким людям и нужен Бог. Ведь им не на что больше надеяться. Не за что цепляться. В прошлом — мрак, впереди — пустота, в настоящем — боль. Более того, тот, кто находится в таком состоянии, не будет осуждать окружающих. Ведь тот, кто видит себя калекой, не превозносится над другими убогими. И вот из этой пустоты мытарь и молит Бога дать ему милость. Он ясно и чётко осознаёт, что никто, кроме Творца, ему не поможет. А Богу только этого и нужно. Это то состояние, когда в нас нет и капли больного эгоизма. А потому между Богом и нами нет никаких препятствий. Только так Он становится Хозяином нашей жизни, а мы готовы служить Ему и ближним искренне, бескорыстно, самоотверженно, бескомпромиссно, одним словом, до последнего, забывая себя. Поэтому Христос и говорит в Евангелии: «блаженны нищие духом», а в рай первым входит раскаявшийся разбойник, который на кресте обращался ко Спасителю точно с таким же сердечным сокрушением, как этот мытарь.
Неслучайно услышанное чтение звучит в один из воскресных дней, которые готовят нас к Великому посту. Так Церковь призывает нас сосредоточить свое внимание на главном. Господь при помощи этих двух образов напоминает нам, чтобы на своём пути к порядочности, нравственности и благочестию, которыми обладал фарисей, мы не забывали о главном. А именно — приобретали такое же сердечное расположение, как мытарь. Тогда наша духовная жизнь будет гармоничной и будет радовать нас самих, тех, кто нас окружает, и нашего Небесного Отца.
священник Дмитрий Барицкий.