Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. Глава VI, стихи 12-20.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены
у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Одна из самых важных тем павловых посланий — размышления о свободе, которую даровал нам Христос. Этой темы апостол Павел так или иначе касался в каждом из своих посланий. В его понимании, которое в полной мере унаследовала Церковь, свобода — отличительная характеристика человека, человек был сотворён абсолютно свободным, он мог по своей воле избирать добро или же зло, но в какой-то момент наши праотцы решили избрать зло, то есть ослушаться Бога. Их поступок привёл к тому, что мы все стали, как о том написал святитель Николай Японский, «удобопреклонны ко злу», то есть нас по какой-то невыразимой причине влечёт к себе грех, это влечение может иметь разные формы и степени, но нет человека, который был бы свободен от тяги ко злу, или, иными словами, от тяги к греху. По мнению апостола Павла, Христос Своим Воскресением даровал нам первозданную свободу, мы можем не избирать грех, можем побеждать влечение к нему, если, конечно, захотим, потому что обретённая свобода вовсе не означает порабощения воли, следовательно, мы — христиане — снова оказались в ситуации Адама и Евы, ситуации, в которой грех начинает довлеть только в том случае, если мы сами позволяем ему это делать.
Апостол Павел призывал христиан дорожить вновь обретённой свободой, оберегать её и не возвращаться к состоянию ветхого человека, то есть того, кто не умер для греха в купели крещения. К примеру, в Послании к Галатам он писал об этом так: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Но невозможно сохранить свободу, если ничего не делать для её развития и утверждения, следовательно, мы должны предпринимать какие-то действия для того, чтобы дарованная нам Христом свобода расширяла свои границы.
В нынешнем отрывке Первого послания к Коринфянам апостол Павел пишет об очень важной и вместе с этим крайне непростой грани свободы: о свободе от похотей собственного тела, которое после грехопадения Адама и Евы перестало в полной мере подчиняться человеку, а потому каждый из нас находится в пленении собственной телесности. Тело влечёт нас вовсе не туда, куда бы мы хотели быть влекомыми. И с этим необходимо как-то жить. Апостол Павел напоминает, что Христос освятил всего человека, в том числе и наши тела, а это означает, что тело христианина является «храмом, живущего в нас Святаго Духа», следовательно, любой грех против тела — это, в первую очередь, грех против Бога и уничижение Христова Воскресения. Первый шаг к свободе от похотей плоти, по мысли апостола Павла, состоит в осознании особого сакрального статуса наших тел. И дай нам всем Бог услышать, понять и на деле ощутить то, что сообщил коринфским христианам святой апостол Павел!
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Сегодняшнее чтение — одна из самых известных притч Иисуса Христа, которая в традиции называется притчей о блудном сыне. Впрочем, она настолько многогранна, что с успехом могла бы быть названа притчей о раскаявшемся сыне или в ещё большей степени притчей о милосердном и любящем отце. И всё же в этом акценте на блудное состояние сына есть свои причины. Чтобы их понять, надо посмотреть на эту притчу в контексте Евангельского повествования, с одной стороны, и в контексте богослужебного годового круга, с другой.
Итак, в контексте Евангелия важно вспомнить, что перед этой притчей Христос рассказывает две других, которые значительно меньше по объёму: одна о пастыре, который оставил 99 овец и отправился искать ту единственную, что заблудилась. Вторая притча о хозяйке, которая потеряла монету и перевернула всё вверх дном для того, чтобы её найти. Оба примера говорят о том, что Бог готов сделать многое для нашего спасения. Но в этом смысле притча о блудном сыне звучит совершенным диссонансом, ведь в ней отец не идёт ни в какую далёкую страну, но остаётся дома и только ждёт, не вернётся ли его младший сын. И если мы сравним эту притчу с двумя предыдущими, мы сможем заметить одну существенную разницу: в первых двух речь идёт о животном и о вещи, первое не обладает разумом, а второе ещё и волей, так что пастух и хозяйка могли, приложив усилия, вернуть себе то, что они искали. Но отец, который имеет дело с живым сыном, не сможет этого сделать без воли самого сына. Он может за ним поехать, может даже связать сына и силком вернуть его в свой дом... Он вернёт его себе физически, но он не вернёт себе его сердца, ведь своё сердце, то есть своё расположение и свою любовь сын может вернуть только сам.
Если же мы посмотрим на эту притчу в контексте богослужебного календаря, мы увидим, что она готовит нас к Великому посту. А ведь это время, в которое нам стоит по-новому посмотреть на наши отношения с Богом и ближними.
Обычно, когда мы общаемся с людьми, в своих реакциях и поступках мы лишь реагируем на другого. Мы говорим «я так поступил, потому что со мной так поступили, сказал, потому что мне так сказали». В отношениях с Богом мы тоже обычно говорим о других... Нам сделали, нам сказали... мы были вынуждены, мы оказалась в тех или иных условиях... Возможно, младший сын из притчи тоже мог сказать что-нибудь подобное: я ушёл, потому что отец мне не позволял жить так, как я хочу, старший брат давил на меня. Но называя эту притчу «притчей о блудном сыне» Церковь говорит человеку: «Послушай историю и постарайся увидеть в ней себя. Пойми, что ты бываешь неправ, что, поступая против Бога, ты уходишь из отчего дома. Он ждёт тебя, Он готов поддержать тебя, когда ты вернёшься. И при твоём возвращении Он обрадуется тебе и не будет пользоваться твоим чувством вины, чтобы обличать тебя снова и снова... Он даст тебе щедрые дары и примет тебя как сына, но Он не может вернуть тебя насильно, ты можешь вернуться только сам».
священник Стефан Домусчи.