Послание к Евреям святого апостола Павла. Глава I, 10 — II, 3
И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служениедля тех, которые имеют наследовать спасение?
Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.
Античная мудрость гласит: «Истина рождается в споре». К сожалению, на практике всё обстоит несколько иначе. В споре обычно проявляют себя только раздражение и взаимная неприязнь. Священное Писание же призывает нас не дискутировать, не самозабвенно обличать, а с любовью и уважением к собеседнику доносить до него свою позицию — при этом с вниманием выслушивая аргументы противоположной стороны. И самое главное — искать не победы в словопрении, а именно истины.
Прозвучавшее чтение из послания апостола Павла к Евреям служит хорошим примером того, как можно по-христиански пояснять те или иные содержательные вещи. Обращаясь к читателям, происходящим из иудейской среды, апостол Павел постоянно ссылается на важные для своей аудитории тексты. В данном случае апостол цитирует псалмы пророка Давида, в которых речь идёт об обещанном Богом Мессии-Спасителе.
Речь идёт о псалмах сто первом и сто девятом. В них повествуется о Мессии и Его величии, которое превосходит могущество великих ангелов. Ангелы, с точки зрения Библии, только помощники Господа. Мессия же во всём равен Богу. И Павел стремится показать своим читателям, что описанное величие в полной мере принадлежит Иисусу из Назарета — Который является не просто религиозным учителем, а тем самым Сыном Божиим.
Апостол Павел предупреждает христиан из числа евреев — если Бог в прошлом уже наказывал их предков за непослушание в адрес ангелов и пророков, то сугубая кара ждёт тех, кто отказался принять Христа Спасителя. К сожалению, пророчество Павла сбылось — еврейский народ, в большинстве своём Господа Иисуса отвергнувший, на долгое время оказался народом гонимым. Не потому, что Бог решил его наказать. А потому, что иудеи сами отделили себя от источника благодати Господней, а затем встретились лицом к лицу с печальными последствиями своего решения.
Христианство же, благодаря деятельности апостола Павла и, в том числе, его посланию к Евреям, укрепилось в Палестине, в результате чего Иерусалимская Церковь продолжает существовать и в наши дни. Нельзя сказать, что бытие христиан Палестины было и является безоблачным. Многие испытания и гонения пришлось последователям Спасителя пережить в этом регионе. Но Православная Церковь здесь живёт, развивается и продолжает свидетельствовать (иудеям в том числе) об истинности Евангелия.
Чему учит нас сегодняшнее чтение? Во-первых, тому, что нельзя отступать от истины, променивать её на преходящие блага этого мира. Апостол Павел, имевший возможность занять очень выгодное положение в обществе, отверг все карьерные соображения и вместо Талмуда выбрал Евангелие. Такое решение принесло ему много скорбей. Но все они померкли перед лицом дающей радость благодати Божией.
Во-вторых, сегодняшнее чтение говорит нам о важности умения слушать и слышать. Священное Писание ясно и определённо говорило еврейскому народу о том, в чём будет состоять служение Мессии. Но приземлённые представления иудейской элиты оказались для евреев важнее библейского Откровения. Господь не стал вступать в спор с еврейским народом, не стал принуждать его к принятию Христа Спасителя. Но дал через апостола Павла ещё одно убедительное свидетельство о том, что Иисус из Назарета тот самый чаемый Мессия. Принять или нет данное свидетельство, зависело уже от адресатов слов проповедника.
Что это означает на практике? В первую очередь то, что если Господь не принимает за нас решений, не навязывает нам Своей воли, но уважает человеческую свободу, то почему мы считаем, что можем поступать иначе? Никто не утверждает, что необходимо войти в состояние полнейшего безразличия. Вовсе нет. Об истине, добре, Евангелии нужно свидетельствовать. Вопрос заключается в целеполагании. И оно должно быть таким, как описывает его святитель Григорий Богослов (а ему много приходилось общаться с теми, кто заблуждался в вере): «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».
священник Антоний Борисов.
Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 1-12
Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Прощение грехов — ситуация, пожалуй, одна из самых трудных для понимания. И совершенно понятно искреннее возмущение высокодуховных книжников: да какое право имеет Этот Человек утверждать, что Он и грехи прощать может?
Если смотреть на грех исключительно в системе координат правовых отношений, всё более или менее понятно. Грех — это преступление закона, за которое полагается наказание — опять-таки по закону. В крайних случаях — смертная казнь. Если вина доказана, наказания избежать уже невозможно. Но есть один нюанс. Бог, как Верховный Прокурор и Судья в одном лице, может «изъять» преступника из-под не знающего пощады карающего меча. Только у Бога есть право амнистии грешника. В таком ракурсе слова Иисуса о прощении грехов звучали в ушах иудеев как узурпация исключительных Божественных прав.
Но всё Божественное Писание — и в особенности Новый Завет — многократно и многообразно говорит о том, что юридический аспект греха — далеко не самый главный. Более того: иногда избыточный акцент на нём становится разрушающим саму ткань отношений между человеком и Богом. Грех — это прежде всего беда, рана и боль — и только потом уже — вина человека.
А теперь представьте себе такую ситуацию. Приходит в больницу человек с сильно распухшей ногой, еле наступает. А врач ему говорит: с вам тысяча рублей, и я даю вам справку, что вы здоровы. У системы здравоохранения к вам претензий нет. Нетрудно догадаться, что будет дальше: его ноге от выписанной справки уж точно не полегчает!
Но в сегодняшнем чтении происходит с точностью до наоборот: Христос, прощая грехи расслабленному, поднимает его Своим Божественным словом из состояния болезни в полноценное здоровье! Но как это возможно?
Перед нами — ярчайший пример того, как много может наша любовь друг ко другу, когда она встречается с Божественной волей. «Видя веру их» — то есть видя веру друзей расслабленного, их деятельную любовь и готовность преодолеть любые трудности — Христос являет Свою Божественную силу и буквально восстанавливает, поднимает на ноги человека. Оказывается, сила греха не только в нарушении добрых отношений между человеком и Богом — но и в своего рода блокировании, прекращении доступа Божественной благодати, «немощная врачующей» и «оскудевающая восполняющей». И как только этот «перекрытый» грехом «кран» открывается — многолетнюю хворь сносит поток Божественной силы.
Как же важно помнить, что у каждого греха есть два очень важных аспекта: грех, как преступление и грех, как тяжёлая болезнь. И заботясь о том, чтобы грехи наши были прощены, надо хорошенько подумать ещё и о том, куда мы отправимся, когда Христос поднимет нас от «одра болезни!»
протоиерей Павел Великанов.