Послание к Евреям святого апостола Павла Глава VI, 13-20.
Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Этот отрывок апостольского Послания к Евреям базируется на пересказе событий ветхозаветной истории, в частности, на пересказе обетований, которые Бог дал праотцу Аврааму. Авраам, несмотря на всё своё величие, был во многом подобен нам, а потому его зачастую терзали сомнения, и для сомнений у Авраама были основания, точно также, как они есть у любого другого человека: Бог обещал, что Авраам станет родоначальником необычайно великого народа — «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих» (Быт. 22:17), но время шло, Авраам и его жена Сарра старели, а долгожданного потомства всё не было, само собой, в такой ситуации невозможно не начать сомневаться как в истинности слов Бога, так и в своём восприятии этих слов. Но Бог, в качестве подтверждения Своих слов, поклялся Самим Собой, именно этот эпизод вспоминает автор Послания к Евреям и, подводя итог воспоминанию, он пишет о том, что данные Богом обетования Аврааму исполнились благодаря долготерпению последнего: «И так Авраам, долготерпев, получил обещанное». Это очень важное замечание: одно дело — воля Божия, другое — воля человеческая. Воля Божия состоит в том, чтобы все обрели спасение во Христе — «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14), но у человека может не хватить веры, надежды и терпения, человек может начать действовать таким образом, что Бог окажется бессилен, собственно, Авраам тоже мог начать поступать как-то иначе, не так, как говорил ему Бог, в таком случае клятва Бога Самим Собой ничем бы не помогла, и не было бы никакого народа, произошедшего от Авраама.
Апостольское Послание к Евреям вспоминает Авраама, конечно же, не случайно, ведь Бог давал Свои обетования не только ему, Он дал их каждому человеку, эти обетования неложны и непреложны, ну а дальше всё зависит от нас, но одного этого понимания недостаточно, и все мы это знаем по собственному опыту: знакомство с основами нашей веры, участие в таинствах Церкви, причащение Святых Христовых Тела и Крови, знание текста Евангелия и церковной традиции сами по себе не способны остановить человека от греха и сделать его предвкушающим райское блаженство. Для этого необходимо кое-что ещё, что-то такое, что невозможно достичь одними лишь интеллектуальными упражнениями или же исполнением церковных предписаний, Послание к Евреям прямо говорит, что нам нужно в дополнение ко всему ранее перечисленному: долготерпение, основанное на вере в истинность слов Бога.
В какой-то момент может начать казаться, что нет никакого смысла в жизни по заповедям, что сами заповеди невозможны для исполнения, казаться, что и участие в церковных таинствах ничем не помогает, время идёт, а мы остаёмся прежними, точно такими же, какими были до начала своей христианской жизни. У Авраама тоже время шло, и по закону естества у него не могло появиться детей от Сарры, но Бог исполнил то, что обещал, потому что для Него нет преград, кроме человеческой воли, если же воля человека проявляет себя через веру и долготерпение, то будет и исполнение обетований — благой плод от Господа.
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 17-31
Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Сегодняшнее чтение начинается с речи возмущённого человека, который пришёл ко Христу со своим больным сыном. «Я привёл его к Тебе... я говорил ученикам Твоим, чтобы они его исцелили, но они не смогли...», — говорит он и не замечает в своих словах явного противоречия. К кому же он пришёл и привёл сына? Ко Христу или к ученикам? А, может быть, ему было всё равно, к кому его приводить? Может быть, все эти люди были для него неважны, ему был важен результат? Как и нам бывает важен результат, а не личность того, с кем мы общаемся. Мы так и рассуждаем: человек эгоист и ему свойственно ставить себя и свои желания в центр собственной жизни. Что тут скажешь? После грехопадения всё так, но изначально-то было иначе. Потому человек и не может быть счастлив, что посчитал своей нормой эгоизм и использует мир и людей вокруг себя как средство...
Но что же Христос? Он, конечно, может исцелить больного, но не делает этого сразу, потому что в исцелении нуждается не только ребёнок, но и его отец. В исцелении духовном, ведь пока для него есть только он, его сын, и их общая проблема. За много лет болезнь сына стала его болезнью, неслучайно он говорит: «сжалься над нами, помоги нам». И Бог готов и хочет помочь, но только через личные отношения, через встречу, и это значит, что пришедшему, как бы трудно ему ни было, необходимо перестать воспринимать себя в качестве центра и увидеть, что в центре Бог. Поэтому Христос и отвечает ему: если сколько-нибудь можешь веровать — всё возможно. Он не требует никаких норм, не говорит о необходимом минимуме веры... Пусть сначала это будет хотя бы какая-то вера, пусть хотя бы на какую-то долю он сможет вырваться из замкнутого круга боли и переживаний. Только бы он увидел, что кроме всего этого есть Бог, Которому он может довериться. И пришедший человек это делает. Он говорит удивительные слова: «Верую, Господи, помоги моему неверию»!
Что это за странная вера, пытающаяся пробиться через неверие? Это легко поймёт каждый, кто пытался искренне посмотреть на свои отношения с Богом. Когда ты говоришь с Ним и понимаешь, что слушаешь себя, обращаешься к Нему, а перед тобой как будто бы зеркало и ты снова один на один с собой, со своими смыслами, целями, интересами. Формально отец больного был верующим... Но он вдруг понял, что это совсем не та вера, которой ждёт от него Иисус Христос. Оказалось, что дело не просто в признании чего-то, но в том, чтобы перестать использовать Бога как инструмент и увидеть в Нём реальную живую личность, Того, в Кого можно верить, Того, Кому можно доверять.
Вместе с человеком, пришедшим ко Христу, нам тоже стоит посмотреть на себя, свою веру, своё отношение к Богу. Осознав своё несовершенство, сказать: «Верим, Господи, помоги и нашему неверию»!
священник Стефан Домусчи.