Деяния святых апостолов. Глава V, 12-20.
Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
В связи с только что прозвучавшим отрывком, вспоминается известный итальянский писатель и поэт эпохи возрождения Джованни Бокаччо. В одной из новелл своего всемирно известного сборника под названием «Декамерон» он рассказывает интересную и парадоксальную историю. В Париже жили два друга, один из которых был еврей, другой христианин. Христианин постоянно уговаривал своего товарища принять христианство. Однажды, выразив согласие, еврей сказал: хорошо, но сначала я съезжу в паломничество в Рим, чтобы посмотреть, как живёт ваше духовенство. А потом приму решение. Христианин очень расстроился. Ведь он знал, что нравы священнослужителей, мягко говоря, оставляли желать лучшего. А потому, если его друг посетит Ватикан, он никогда не примет Христовой веры. Однако произошла совершенно необычная вещь. Вернувшись из паломничества, еврей сказал своему другу: странное дело, люди, которые должны быть христианству основой и опорой, делают всё, чтобы её дискредитировать и разрушить. Однако удивительным образом Церковь Христова ширится и не перестаёт рождать святых и праведных людей. Теперь ничто не остановит меня от того, чтобы принять христианскую веру, так как я лично убедился, что её подлинной опорой и основанием является Дух Святой.
Казалось бы, совершенно анекдотичный случай. Однако он имеет прямое отношение к тому, что происходило на протяжение всей истории Церкви, а тем более в момент её зарождения. Посудите сами. Что представляют собой апостолы сразу же после распятия Своего Учителя? Это горстка перепуганных людей, которые прячутся по горницам Иерусалима и вздрагивают от каждого шороха. Это воплощённая человеческая немощь.
Но что мы видим в прозвучавшем отрывке? Мы видим людей, которые бесстрашно собираются на молитву прямо в Иерусалимском храме, то есть в том месте, где полным-полно их врагов. Они проповедуют, несмотря на то, что их бросают в темницы, и не обращая внимания на угрозу смерти, совершают поразительные чудеса. И самое, пожалуй, главное, они единодушны. Это уже не кучка необразованных, разношёрстных крестьян, лидера которых убили, они собираются разойтись кто куда, но пока держатся вместе, потому что не знают, куда им идти и кому они нужны. Это люди, которые чётко понимают цели и задачи, которые перед ними стоят. Это единый организм, который вдохновляет и которым руководит некая Высшая сила. И она так обильно проявляет себя в этих простых людях, что они совершенно не нуждаются в какой-бы то ни было поддержке со стороны. Это и есть самый сильный аргумент подлинности христианства. Его приводит не человек. Его приводит Дух Святой, который действует даже через человеческую немощь.
А потому, если мы хотим, чтобы дорогие нам люди, поверили нам и пошли тем же путём, которым стараемся идти и мы, всю свою энергию и силы направим на исправление собственного сердца. Чтобы Дух Божий стал жить в нашей душе и дал нам способность являть истину христианства самой своей жизнью, силой своих слов и поступков.
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Иоанна, Глава 20, стихи 19-31
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Как известно, человек может преодолеть многие испытания, если будет видеть впереди цель и понимать смысл собственных усилий. В отрывке из 20 главы Евангелия от Иоанна, звучащем во время сегодняшнего богослужения в православных храмах, воскресший Христос как раз говорит ученикам о цели, которая стоит перед каждым из нас. Давайте послушаем этот отрывок.
Читая Священное Писание нередко сталкиваешься с тем, что люди, которые верны Богу, в своих отношениях с миром оказываются не очень счастливыми. И это ещё мягко сказано. Апостол Павел однажды написал, что все, кто сохраняют верность Христу, будут гонимы. Всякий, кто сталкивался в жизни не то, что с гонениями, но даже с простым недопониманием со стороны окружающих, знает, что продолжать гнуть свою линию можно только при очень серьёзной мотивации. В деятельности, которая вызывает осуждение окружающих, должен быть скрыт такой смысл, который позволит идти по выбранному пути, несмотря ни на что. И если учесть, что от вознесения Христа до легализации христианства прошло около 280 лет, станет очевидно, что верующие видели перед собой столь высокую цель, что могли смело действовать, не имея при этом надежды на скорое изменение своего положения. Но что же это была за цель?
В начале сегодняшнего чтения Спаситель говорит ученикам: «Как послал меня отец, так я посылаю вас». Если вслушаться в эти слова, можно попросту прийти в ужас. Христос пришёл для того, чтобы проповедовать и умереть на кресте. Конечно же и воскреснуть, но воскреснуть именно после креста. Сказать «я посылаю вас так же» означало прямо указать на грядущие трудности. Но апостолов это, как мы видим, совершенно не смутило. Потому что они понимали, что гонения — это часть пути, часть борьбы за спасение людей, за торжество правды Божией на земле, которое началось с торжества жизни над смертью.
Конечно, чтобы ощутить, что тебя посылают не в жерла гонений, но в трудный путь, который закончится победой, надо перестать жить только своими интересами. Именно это и начинает открываться апостолам. Они ходили за Учителем в надежде на успешную карьеру, но в момент испытаний все покинули Его. Теперь же они видят Его воскресшим и понимают, о чём явно свидетельствуют слова Фомы, что перед ними не просто воскресший человек, но Господь и Бог, ставший человеком. В этот момент для них «поверить» означало не просто признать, что Он воскрес. Но принять и внутренне согласиться с тем, что дело Божье на земле победит, несмотря ни на что, и самое главное, что ты готов к этому делу быть причастным.
священник Стефан Домусчи.