Расписание богослужений

1389997844-23 8bit pe-ic14-ds2-q2Деяния святых апостолов глава VI, 1-7

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Итак, мы слышим рассказ о том, как в апостольской общение возникло недовольство по поводу несправедливого распределения помощи нуждающимся. Сама по себе эта история очень важна, так как показывает, что первые христиане не были совершенно безукоризненными в своей повседневной жизни. В большинстве своём они были иудеями, которые жили по закону, то есть вели жизнь чистую и благочестивую. Более того, плоды их веры и присутствия Духа Святого в их жизни были настолько удивительны, что евангелист Лука пишет: у них было одно сердце. То есть они были очень воодушевлены и настроены на совместную христианскую жизнь в одной общине, где все друг другу братья и сёстры. В то же время, чистая нравственная и добродетельная жизнь не помешала христианам из иудеев пренебречь вдовами эллинистов, то есть тоже иудеев, но прежде живших в других частях империи. Ситуация, как кажется, обостряется тем, что перед нами не какие-то невероятные аскетические высоты, к которым надо всю жизнь стремиться. Напротив, речь всего лишь о справедливости, то есть о простой и элементарной вещи. Впрочем, речь, конечно, не идёт о какой-то злонамеренности. Люди только учились новой жизни и, разумеется, чего-то могли не учитывать, у них ещё не было ни опыта совместной жизни, ни опыта организованной взаимопомощи. В этом контексте примечательно, что апостолы не устраивают никакого суда или разбирательства. Это важно, потому что настроиться на правильный путь и пройти по нему — разные вещи. У всех участников первохристианской общины были добрые намерения, но не у всех были навыки к тому, чтобы эти намерения должным образом реализовать. Значит ли это, что они были неискренни? Нет, конечно. Воодушевление и желание соответствовать чему-то высокому вполне может соседствовать с неумением сделать всё правильно. Человек искренне может стремиться к добру и не иметь навыков правильной жизни. А ведь как известно, сказать и уж тем более подумать, проще чем сделать. Апостолы не стали никого наказывать, но просто сделали так, чтобы этот вопрос был решён.

Когда мы приходим в храм, нас часто смущает в нём чьё-либо поведение. И мы думаем: этот должен вести себя так, этот иначе... А раз люди так себя не ведут, значит они вообще плохие и неискренние христиане, а все их добрые слова о христианской жизни лживы. Однако пример древнехристианской общины помогает увидеть, что добрые намерения не исключают ошибок, а попытки выстроить общую жизнь могут быть неудачными. И всякий раз, когда мы видим людей, которые, по нашему мнению, делают что-то не так, нам стоит понять, что они, как и мы сами, проходят путь. У них есть свои светлые и возвышенные чувства и они, можно надеяться, стремятся к добрым целям. Мы ведь тоже много чего должны, и Богу, и ближним, но ждём понимания и принятия. И если в себе мы готовы увидеть достойное любви, будем готовы увидеть это в других.

Иерей Стефан Домусчи

Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 43-47; Глава 16, стихи 1-8

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Совсем недавно мы праздновали Светлое Христово Воскресение — Пасху. Но празднование Пасхи не ограничивается одним днём, оно продолжается сорок дней, и всё это время мы продолжаем пристально вглядываться в те события, которые произошли непосредственно после Христова Воскресения, можно сказать, что они открывают нам ключ к пониманию очень многих вопросов бытия. Из отрывка, взятого из 15-й и 16-й глав Евангелия от Марка, который сегодня читается за богослужением, мы можем узнать о том, каким образом взаимодействуют с Богом и людьми ангелы, а также понять, как Бог относится к человеческим слабостям.

Вообще, ангелы существа крайне интересные и загадочные, они регулярно врываются в библейское повествование, как Ветхого, так и Нового заветов, они своим появлением нарушают ход истории, многое меняют, они зачастую имеют в библейских рассказах человекообразный вид, но при этом они не люди. Дело тут даже не в том, что они существе бестелесные, бессмертные и потому не обременённые теми грехами, которые мы обычно перечисляем на своих исповедях. В конце концов, душа каждого из нас также бессмертна и не менее бестелесна, чем ангельские силы. Отличие ангелов от нас проходит совсем в иной плоскости: они не говорят и не думают ничего такого, что не было бы проявлением воли Бога. Если безымянный ангел говорит жёнам-мироносицам у Живоносного Гроба, что ученикам и Петру надлежит отправиться в Галилею с тем, чтобы там встретиться с Христом Воскресшим, то это не слова и не формулировка конкретного ангела, это слова и формулировка Самого Бога. Ангелы, в отличие от нас, не интерпретируют и не пересказывают своими словами, они с точностью, которая превышает математическую, передают слова Бога. Не ангел, а Бог сказал ученикам и Петру идти в Галилею. Не ангел, а Бог решил использовать фразу «ученикам Его и Петру».

Собственно, именно так и прочитывали эти слова древние и новые толкователи.

Никто из них не относил сказанное к личным измышлениям ангела, все они видели в них слова Христа.

Именно Христос, отдельно называя имя Петра, призывает к Себе того, кто не считал для себя возможным на тот момент быть причисленным к апостолам. Историю с отречением Петра можно рассматривать с самых разных сторон, в ней очень много граней, но вполне понять её вряд ли мог и сам апостол. Тогда как Христос совершенно достоверно знает и о причинах, и о последующем состоянии Своего ученика, Он этим упоминанием его имени проявляет заботу о нём. Такую заботу, которую проявить может лишь Бог. Ведь только Он никогда не ошибётся и всегда скажет то, что необходимо именно в тот момент, когда это нужно. Он не промахнётся. Он не ошибётся с тональностью. Он всегда попадёт точно в цель.

Общеизвестно, что Евангелие от Марка написано со слов апостола Петра, поэтому эти слова не какая-то благочестивая реконструкция, это отражение реальности. Реальность же такова, что у Бога нет своих и чужих, нет тех, кто проявил слабость и потому должен уйти навсегда, у Бога есть лишь те, о ком Он не перестаёт заботиться, те, кто, несмотря ни на что, остаются Его возлюбленными чадами и друзьями. Друзьями, которых не предают, даже если сам друг не сумел проявить нужной стойкости и мужества. Это — необыкновенное и совершенно чудесное свойство Бога, Он всегда с нами, даже тогда, когда мы в силу своей греховности не считаем возможным хоть как-то приблизиться к Нему. Его бесконечное милосердие, с одной стороны, должно вселять в нас неисчерпаемый оптимизм, а с другой стороны, переживание Его деятельного милосердия к каждому человеку не может не подвигать тех, кто умеет видеть и чувствовать, на то, чтобы становиться проводником Его свойств, Его благости для всех и для каждого.

епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция