Послание к Галатам святого апостола Павла. Глава II, 16-20.
...однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Жизнь растений, которые растут в поле, серьёзным образом отличается от жизни растений, которые выведены селекционерами. Конечно, они одинаково нуждаются в земле, воде и солнце, но первые предоставлены сами себе, а вторые проверяются и направляются руками специалистов, которые над ними трудятся и о них заботятся.
Основой библейского взгляда на мир оказывается вера в Бога, который Его сотворил и ведёт Его к исполнению Своего изначального замысла. Человек не самобытен и не случаен. В этом религиозный взгляд самым принципиальным образом отличается от атеистического. Если замысел обо мне есть — моя жизнь может иметь смысл, и она будет полноценной, когда я буду ему соответствовать. Если замысла обо мне нет — я могу соответствовать чему угодно, выдумывать себе любые смыслы, все они будут конечными и условными. Чем будет оправдана такая жизнь? Чего ради её надо будет прожить?
Когда-то на заре человеческой истории Бог открыл человеку путь, по которому он должен был идти. Человек был призван к богообщению и богоподобию. Это была та жизнь, ради которой он был сотворён. Однако человек повёл себя так, как будто он может существовать сам по себе. Сам может решать, в чём для него заключается добро, а в чём зло, в чём правда жизни, а в чём ложь. В этом всём есть одно ключевое словосочетание: «как будто». В реальности выбирать человек практически ничего не мог. Он то подчинялся своему телу в вопросах пищи или полового поведения, то подчинялся зависти к другим людям, то тщеславным представлениям о самом себе. Люди борются за ресурсы, за власть и авторитет и в этом соперничестве готовы пойти на самые страшные вещи. И вот чтобы хоть сколько-нибудь ограничить человека, Бог даёт ему закон, который как линейка или отвес покажет ему, в чём он способен следовать за Творцом, а в чём оказывается неправ, в чём подчинён страстным движениям самого разного рода. Но чем был закон? Он был лишь этапом на этом пути, а человек поверил в него как в спасательный круг, который поможет ему не утонуть в море житейском и вернёт его в пространство воли Божией. Однако на самом деле в это пространство человека мог вернуть только сам Бог. Не по заслугам человека, но по Своей любви и милости. И если, пытаясь исполнить закон, люди всё больше убеждались в том, что сделать этого не могли, во Христе он мог найти Того, Кто позволит им начать свою жизнь заново.
Современный человек уверен, что живёт свободно, хотя, присмотревшись, он видит, что это лишь иллюзия. Отказавшись от Бога, он только подчиняет себя тому, что ниже и примитивнее, чем он сам. Христос же явил в Себе и Своей жизни идеальный образ человека. В Своих отношениях с Отцом Он был таким, каким должен быть каждый из нас. Поэтому, только соединяя с Ним свою жизнь, мы сможем полноценно жить и быть такими, какими нас задумал Господь.
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 34-38; Глава 9, стихи 1
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Представьте себе ситуацию. Начальник вызывает меня на ковёр с отчётом о проделанной работе. Зная о том, что он строгий, требовательный человек, я привожу в порядок свой внешний вид, аккуратно складываю в новую папочку документы, иду к нему. В разговоре с ним я предусмотрителен, предельно корректен, внимателен. Не дай Бог допустить панибратство или показаться слишком дерзким. От меня и моего доклада не должно остаться дурного впечатления. От этого зависит мой душевный комфорт. Вечер того же дня. С друзьями после работы идём поужинать. Здесь я совсем другой человек. Балагур, весельчак, душа компании. Я не особо задумываюсь о том, что я говорю и как выгляжу. Мои шутки иногда не совсем приличные. Но я чувствую, когда следует остановиться, чтобы не обидеть товарищей и не разрушить добрые отношения. Ведь от этого зависит мой душевный комфорт. Прихожу домой. Там жена. Приготовила ужин. Сажусь за стол. Обнаруживаю, что тарелка на месте, а приборов нет. Подкрадывается раздражение. Сколько раз говорил, чтобы сначала положила на стол приборы, потом всё остальное. Но подавляю недовольство. Ничего не говорю. Понимаю, что рядом дети. Не стоит им видеть перебранку родителей. Да и супругу лучше не раздражать. Ведь от этого зависит мой душевный комфорт.
Вильям Шекспир сказал однажды: «Вся наша жизнь — игра, а люди в ней — актёры». Меткое замечание. Но игра идёт даже не столько вокруг меня, сколько во мне самом. На работе один, с друзьями другой, дома третий. И всё так натурально. Это позволяет мне комфортно жить в этом мире. Не переступая границ приличия и закона, добиваться своих целей, порой даже тихонько манипулировать людьми и обстоятельствами. Хочу продвинуться по работе, буду играть роль исполнительного, услужливого подчинённого. Хочу расположения друзей, буду играть роль рубахи-парня. Хочу ласки и заботы со стороны жены, буду играть роль заботливого главы семьи. Чем больше хочу приобрести, тем больше ролей осваиваю. В принципе ничего плохого в этом нет. Нам необходимо же как-то взаимодействовать друг с другом. Но есть тут одна проблема.
Представьте, несмотря на мою великолепную игру и актёрское мастерство, которое я отрабатывал годами, что-то идёт не по моему сценарию. Я впадаю в немилость у начальства и меня увольняют; друзья отворачиваются и не хотят со мной общаться; жена объявляет, что больше не любит и уходит. Я начинаю страдать. У меня депрессия. Порой даже думаю, что умираю. Ведь я так вовлёкся в эти образы, что мне кажется, будто это и есть я сам. А теперь меня просто убили. Мне некуда бежать. Тупик. Одна боль, безысходность и пустота.
Почему так получается? Потому что я не знаю, кто я настоящий. Кто я без карьеры, без друзей, без жены, без всех тех социальных ролей, которые привык играть. Кто я перед Вечностью, кто я перед Богом? Я даже не задаю себе этот вопрос. А потому и не знаю, куда мне идти, когда спектакль заканчивается.
Поэтому и говорит сегодня Христос: что толку если вы приобрели весь мир, а душе повредили? Действительно, что толку, если я осваиваю всё новые и новые роли, а кто я реальный, не знаю. «Отвергнись себя», — предлагает Господь. То есть пойми, что всё это маски. Найди свой духовный стержень. Ведь должен же быть у человека позвоночник. Без него он просто бесхребетная амёба, кисель, который принимает разные формы, а своей не имеет. Это не означает, что я должен разорвать все социальные связи и уйти в затвор. Это означает, что, исполняя Евангельские заповеди, черпая силу в церковных таинствах, я получаю от Бога шанс обрести новый взгляд на себя и на окружающий мир. Эти изменения — не всегда приятный процесс. Они подобны операции. Неслучайно Господь говорит, что это крест. Многое придётся пересмотреть, от много отказаться. Но лишь на этом пути следования за Христом и Его Евангелием в моей душе открывается новая, более глубокая реальность, Царство Небесное. Именно в нём я нахожу своё предназначение: я обретаю себя настоящего, такого, какой я и должен быть в замысле моего Небесного Отца.
священник Дмитрий Барицкий.