Второе послание к Коринфянам. Глава IX, 6-11.
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Всем известны слова Христа о том, что необходимо подавать милостыню: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). На первый взгляд кажется, что в этих словах нет ничего сложного и неоднозначного: видишь нуждающегося — помоги ему, ну а если кто-то просит у тебя в долг, то не размышляй о возврате долга, а просто дай требуемое. Но такая простота обманчива, и свидетельство тому — первое поколение христиан, эти люди лучше нашего понимали контекст Христовых слов, а потому и лучше понимали сами слова Спасителя. Примером раннехристианского толкования призыва Христа к подаянию милостыни может служить отрывок из 9-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам.
В евангельских словах Христа о милостыни ничего не сказано о внутреннем расположении того человека, который проявляет свою щедрость и благочестие, а потому при чтении Евангелия может возникнуть впечатление, что внутреннее состояние не имеет никакого значения, следовательно, надо давать просящим вне зависимости от желания. Просто надо это делать на том основании, что так сказал Христос.
Но у апостола Павла мы видим осмысление слов Христа, из этого осмысления вытекает, что милостыня должна быть, во-первых, добровольной, а во-вторых, она должна быть вызвана нелицемерным желанием помочь нуждающемуся: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7). Получается, что, с одной стороны, у нас есть ясное и недвусмысленное повеление Христа подавать милостыню нуждающимся, с другой же стороны у нас есть слова апостола Павла, который написал, что милостыня должна быть радостной и добровольной, из чего возникает вполне закономерный вопрос: а как же можно исполнить евангельскую заповедь, если её не хочется исполнять, если нет ни малейшего внутреннего расположения кому бы то ни было помогать, тем более, что нуждающиеся в помощи часто оказываются забывчивыми, грубыми и неблагодарными, а иной раз они и вовсе бывают крайне неприятными людьми?
Для ответа на этот вопрос нам стоит снова обратиться к апостолу Павлу, который неоднократно сравнивал всех верующих во Христа с единым телом. В Первом послании к Коринфянам эта апостольская мысль выражена такими словами: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1Кор. 12:27), ну а в Послании к Римлянам она звучит так: «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Своё нравственное богословие апостол Павел строил на этом постулате: мы все составляем единое Тело Христово. Соответственно, и относиться друг другу должно так же, как мы относимся к частям собственного тела: мы о них заботимся, реагируем на их боль, и при этом не обращаем никакого внимания на то, насколько «почётна», «чиста» и «благодарна» страдающая часть тела. Забота о себе — это нормально и естественно. Апостол Павел хотел донести до своих адресатов, что и забота христиан друг о друге — не менее нормально и естественно, тогда как противоположное состояние как раз нельзя назвать нормальным, таковым оно может считаться только во в нехристианском обществе, для христиан же нечувствительность к беде другого — своего рода тяжёлая болезнь, с которой необходимо всеми силами бороться.
Для того, чтобы такая борьба была успешной, нам надо почаще размышлять над словами апостола о сущностном единстве всех верующих во Христа, старательно подмечать проявления такого единства, и понимать, что до той поры, пока мы не ощутим себя единым Христовым Телом, мы не сможем начать свой путь ко Христу, а потому необходимо молиться о скорейшем наступлении этого вожделенного состояния.
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 1-11
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
«Нельзя увидеть Бога и не умереть». Такие слова услышал от Господа пророк Моисей на вершине горы Синай, когда попросил Творца явить Свой лик. Прошло много веков, и случилось чудо. Сын Божий стал человеком. Люди получили возможность безбоязненно вглядываться в лицо Господа. Но однажды озвученное Богом предупреждение не утратило своего значения. Об этом и говорит нам отрывок из пятой главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня утром во время богослужения.
Более двух тысяч лет назад Сын Божий, названный Иисусом Христом, родился от Девы Марии, во всём став похожим на нас. Кроме греха. Во Христе неизъяснимым образом соединились две природы — Божественная и человеческая. Человеческая составляющая Христа до времени как бы скрывала под собой Божественную, превосходящую в своём величии весь наш мир и все наши представления о совершенстве.
Современники видели в Иисусе из Назарета смиренного проповедника, скромного странника, возвещавшего наступление эпохи милости Господней. Однако иногда случалось, что Христу необходимо было не просто говорить и убеждать, но для усиления проповеди всё же являть некоторым людям Божественную силу. И тогда современники Спасителя ощущали тот самый глубинный трепет, что охватил пророка Моисея, когда тот говорил с Богом на вершине Синая.
Проявлению Божественной силы Христа и реакции на неё со стороны людей, собственно, и посвящено прозвучавшее евангельское чтение. Спаситель на глазах у будущего апостола Петра и других ещё не призванных к служению учеников совершает чудо. По слову Иисуса пустые рыбацкие сети наполняются уловом — настолько большим, что лодки практически не выдерживают груза. Симон-Пётр, увидев произошедшее, падает на колени и просит Христа покинуть его лодку.
Пётр при этом говорит, что он, будущий апостол, человек грешный. Так же поступили брат Симона — Андрей, а ещё Иоанн и Иаков Зеведеевы. Они ощутили своё полное недостоинство перед лицом величия чуда Божия. Стоит обратить внимание на реакцию Спасителя. Он смиренно говорит будущим апостолам — не бойтесь, отныне будете ловцами человеков. В тот самый момент жизнь простых галилейских рыбаков полностью изменилась.
Симон и иные рыбаки встретили Бога и умерли для прежней жизни. Апостолы встали на путь служения Богу, оказались глашатаями Евангелия — благой вести о Царствии Божием. Это призвание не было лишено горестей и трудностей, но радость, источником которой был Бог, лечила раны, смягчала боль, помогала преодолевать все преграды.
Что прозвучавшее чтение значит для нас — неапостолов, жителей иных земель и иных времён? Каждый из нас пришёл в этот мир по воле Божией. А значит призван к чему-то, что имеет значение и смысл. До времени они могут оставаться непонятными. Но обязательно однажды Господь касается наших умов и сердец. И всё становится ясно. Христос входит в лодку нашей жизни. Не чтобы разрушить её, но чтобы показать новую перспективу жизни. Нам даётся шанс умереть для ошибок прошлого и начать жить по-новому — с Богом и ради Бога. Нельзя увидеть Бога и не умереть. Но благодаря Христу можно затем воскреснуть для служения милосердия, которое обязательно приведёт нас в Царство Господне, где, по слову Иоанна Богослова, Бог будет всё во всём.
священник Антоний Борисов