Расписание богослужений

Ilja-Repin.-Voskreshenie-docheri-IairaПослание к Ефесянам святого апостола Павла. Глава II, 14-22

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом

Во время войн и разного рода катаклизмов многим людям кажется, что главное — это мир и безопасность. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из второй главы послания апостола Павла к Ефесянам.

Человек враждует с человеком практически с самого начала своего существования. Казалось, бы начало этому положил Каин, но на самом деле уже Адам и Ева после грехопадения смотрели друг на друга оценивающим и враждебным взглядом. Внешне оценка и враждебность, конечно, ещё не вражда, но, по сути, это разная степень одного и того же явления. Да и ненависть к человеку отличается от ненависти к народу только масштабом, в то время как духовно они представляют собой одно и тоже явление. Однако корень всех этих нестроений не в том, что люди чувствуют по отношению друг к другу. Всё началось с того, что человек изменил своё отношение к Богу. Своим непослушанием и скрытым за ним пренебрежением, он отверг Творца и поставил в центр жизни себя, узурпировав себе право распоряжаться доверенным ему миром. Именно там, ещё в саду Эдемском, человек ведёт себя как узурпатор, отчего так боится окружающих, подозревая их в желании лишить его власти.

В начале отрывка, который мы услышали, апостол Павел называет Христа источником мира для человека, потому что Спаситель соединяет людей и разрушает преграды, которые их разделяют. В данном случае под двумя людьми апостол имеет в виду иудея и язычника, которые были разделены верой и нравственной жизнью. Даже архитектура ветхозаветного храма предполагает, что дальше специального двора путь язычникам, пусть и благочестивым, был закрыт.

Сам Адам, как и его потомки, не смогли жить в мире между собой. Сегодня людям кажется, что несовершенство жизни во многом происходит из-за несовершенства правил. Но дело далеко не только в правилах, дело в самом человеке. Именно поэтому Бог в лице Иисуса Христа пришёл не для того, чтобы дать нам новые правила, но для того, чтобы пересоздать нас как людей, чтобы стать Новым Адамом и устроить мир на новых основаниях. Впрочем, речь, конечно, не только и даже не столько о мире между людьми. При беглом прочтении отрывка из апостольского послания так может показаться, но на самом деле это не так. Христос примиряет в себе иудеев и язычников для того, чтобы примирить тех и других с Богом. Как и иудеи, у которых был закон, так и язычники, у которых такого закона не было, согрешили и не смогли быть послушными Богу и жить в любви. В свою очередь Христос как Новый Адам приходит и оказывается послушен Отцу во всём, даже до крестной смерти. Он делает это ради людей и в Его лице нам открывается любящий и жертвенный лик Бога, Который не враждует с нами, но нас спасает.

Взойдя на крест, Иисус Христос уничтожает нашу вражду против Творца, и мы получаем возможность не просто вернутся в рай, но начать ещё более глубокие и личные отношения с Ним. И, только по-настоящему примирившись с Богом, мы изнутри этих новых отношений можем посмотреть на людей по-новому и устремиться к миру с ними. Наивно думать, что по-настоящему мирные отношения с людьми возможны просто на основании доброй воли. Наша добрая воля всё время даёт сбой, сколько бы мы ни старались. Чтобы обрести подлинный мир с другими людьми, надо вспомнить, что мы дети Божии и стать братьями и сёстрами во Христе.

священник Стефан Домусчи

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

В критической ситуации всем нам свойственно совершать абсолютно непредсказуемые действия, а потому и невозможно заранее предположить, как мы поведём себя при наступлении такой ситуации. Тяжёлая болезнь и смерть детей — это то, страшнее чего, пожалуй, сложно что-либо представить, это то, что человек в добром здравии рассудка не станет желать даже самым своим заклятым врагам. Но как бы ни было сложно и больно об этом говорить и думать, мы все так или иначе вынуждены сталкиваться с детскими болезнями и смертями. И нет ничего удивительного в том, что и на страницах Евангелия мы находим описание этих трагедий, находим мы там и описания действий родителей, оказавшихся в критической ситуации. Одна из таких историй содержится в 8-й главе Евангелия от Луки.

К тому времени, к которому относится эта евангельская история, конфликт между Христом и официальным иудаизмом уже успел принять чёткие и оформившиеся черты. Этот конфликт ещё был далёк от своей кульминации, но тем не менее отношение ко Христу сделалось довольно прохладным, а потому общение с Ним и обращение к Нему за помощью, мягко говоря, не особо приветствовалось со стороны благочестивых книжников и фарисеев. Судя по всему, к тому времени возможность для проповеди в синагогах уже была закрыта для Христа. Глава синагоги Иаир об этом прекрасно знал, он был в курсе актуальной повестки дня, но вот его постигло самое большое из всех возможных несчастий — его дочь смертельно больна, в такой ситуации любой человек оставит свои предрассудки и постарается сделать всё возможное для исцеления ребёнка. Так поступил и Иаир, он забыл о всех нарушениях Христом субботы, о Его нарочитом общении с грешниками, о негативном к Нему отношении со стороны благочестивых иудеев и обратился за помощью к Спасителю, причём сделал он это в самой радикальной форме: он не послал кого-то за Христом, а пришёл к Нему сам, более того, придя, он упал перед Ним на колени и молил о помощи, то есть Иаир фактически воздал Христу те почести, которые подобало воздавать лишь Богу. Из действий Иаира можно сделать вывод, что для него Христос был последней надеждой, и, как мы знаем из Евангелия, надежда Иаира в конечном итоге оправдалась, он получил то, что просил, его дочь вернулась к жизни.

Но вот что удивительно: после этого Иаир вместе со своей семьёй исчез со страниц Евангелия. Он исчез так же, как исчезли почти все получившие у Христа помощь люди, о которых мы можем прочитать в Евангелии. Вроде бы все они проявили веру, они обратились за помощью, помощь пришла, но после этого с ними произошло то, что зачастую происходит и с нами: они, успокоившись, переосмыслили произошедшее в удобном для себя ключе, так, чтобы не было никакой внутренней мотивации что-либо менять в своей жизни. К примеру, воскрешение дочери можно было интерпретировать как неправильный диагноз, тем более что и Сам Христос сказал, что «она не умерла, но спит». За эти слова вполне можно было бы «зацепиться» и понять их в буквальном ключе, ведь такое их понимание устраняет любые вопросы: если она спала, то и её воскрешение — не воскрешение вовсе, а стечение обстоятельств.

Евангелие совершенно неслучайно сохранило в себе эту и подобные ей истории. С одной стороны, они описывают божественную власть Христа над жизнью и смертью, с другой — они показывают, что никакие чудеса, даже такие, как воскрешение человека, не способны кого-то по-настоящему в чём-то убедить, а потому вслед за потрясением от чуда приходит успокоение и какая-то иная трактовка случившегося, такая, которая поможет продолжить жить привычной жизнью.

Именно поэтому Церковь предостерегает своих чад от того, чтобы искать чудес ради укрепления в вере. Чудеса не способны в этом помочь, потому как вера — это дар, она не зависит от обилия увиденных чудес и знамений, она рождается в человеке как отклик Бога на искренние, и никакой трагедией не обусловленное, стремление человека к своему Создателю.

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция