Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава 50 12-18
...благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство...
Есть такая поговорка: «Человека можно вывести из деревни, а вот деревню из человека — гораздо сложнее». Нет, я очень люблю деревню и всё, что с ней связано, — но своя правда в этом выражении есть: внешний контекст сменить гораздо проще, чем перенастроить внутренний мир, чтобы преодолеть неизбежный конфликт между внешним и внутренним.
В отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня за литургией в православных храмах, нам объясняется, что сделал Бог для того, чтобы христиане не ощущали себя «деревенщиной» и «самозванцами» среди маститых наследников Божественных обетований — иудеев.
Чтобы ответить на обозначенный выше вопрос — а что именно сделал Бог для христиан, чтобы они не ощущали себя непрошенными гостями на чужом празднике, — нам потребуется греческий текст послания — а точнее одно слово, переведённое на русский как «призвавшего». В славянском переводе это «удовлившего», в греческом — ικανωσαντι — от глагола ίκανόω — делать достаточным, определять, утверждать. Вы чувствуете, какая огромная разница в смыслах — между «призывать» и «делать достаточным», «удовлять»? А ведь именно это понятие здесь — ключевое!
Святитель Феофан Затворник так поясняет это словоупотребление в тексте послания: «Пусть бы, например, царь человеку небольших дарований поручил какое-либо начальствование; но достоинство он дал, а способности вести дело начальствования он не мог дать. Оттого такому человеку честь обращается в посмешище. Но если бы он и достоинство дал ему, и сделал его способным занять почётное место и годным к управлению; тогда это была бы настоящая честь».
Что это означает для нас, христиан, на практике? Очень много! Кратко я бы сформулировал идею святителя Феофана так: став членами Церкви, у нас нет... оправдания в собственном непотребстве!
Я уже слышу рой возмущения: да как же так, мы же все — недостойные грешники, у нас всё криво-косо, и на том и стоим! Как же так — нет нам оправдания? Но апостол однозначно утверждает: Бог, призвавший нас из тьмы к свету, — не только «поманил» чем-то привлекательным — но и полностью обеспечил нас всем необходимым для достижения этой цели!
Что я имею в виду? То, что в Церкви каждый верующий имеет доступ к богатейшему арсеналу средств, благодаря которым мы и можем открыться навстречу освящающей Силе Божией — благодати Святого Духа. Любая молитва, любое священнодействие, любая добрая церковная традиция — всё направлено на то, чтобы раскрыть в каждом из нас тот дремлющий потенциал святости, без раскрытия которого мы так и будем находиться в отдалении от Христа Спасителя. Бог не только «позвал», но и «удовлил», обеспечил нас всем, что требуется для благополучного совершения нашего духовного пути: и, если где-то мы испытываем острый недостаток или сбиваемся с пути, или куда-то исчезают силы — это не вина Бога, а наша, человеческая, проблема. Но — и это очень и очень вдохновляет! — Бог как Любящий нас Отец — обеспечивает нас всем необходимым не «в край», а с очень большим запасом: Ему для нас ничего не жалко! Значит, даже где-то оказавшись не очень бережливыми и рассудительными, мы всё равно имеем реальную возможность дойти до заповеданной цели!
Вот почему не стоит удивляться, отчего в церковной традиции может показаться определённый «излишек» всего: молитв, икон, традиций и много чего остального. Нет здесь ничего «лишнего»: всё может быть употреблено на пользу, и всему есть своё предназначение — избирая которое, каждый из нас и определяет именно свой, уникальный, путь к святости!
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Мы сколько угодно можем гордиться уровнем развития технологий и сколько угодно можем скептически ухмыляться, вспоминая о заблуждениях и малой грамотности людей ушедших эпох, но любому думающему человеку очевидно, что люди во все века остаются неизменными, меняются лишь некоторые составляющие фона нашей жизни. Неважно, в какую эпоху живёт человек, его взаимоотношения с Богом всегда будут подвергаться одним и тем же искушениям, а потому Евангелие никогда не может устареть, ведь оно говорит нам не о каких-то давно умерших людях, оно говорит нам о нас самих, и происходящее на страницах Евангелия происходит с нами и сейчас.
Этот евангельский отрывок очень прост как по своему содержанию, так и по своей проблематике.
Десять неизлечимо больных людей обратились ко Христу с просьбой об исцелении, можно предположить, что они, как это бывает иной раз свойственно тяжелобольным людям, искали помощи везде, где только могли, а потому и обращение к Спасителю было для них всего лишь ещё одной попыткой обрести здоровье. У нас нет оснований полагать, что эти люди были хорошо знакомы с учением Христа, ведь они в силу своей болезни не имели права приближаться к здоровым людям, поэтому о Христе они могли знать лишь по разрозненным слухам. Прокажённые, ничего не нарушая, начали издалека взывать к Спасителю о помощи, и Он их услышал, услышав же, Господь тоже не стал нарушать установленный Ветхим Заветом закон, Он не попросил прокажённых приблизиться, Он не стал накладывать на них руки и вообще как-либо физически с ними взаимодействовать, Христос отправил их к священникам, что тоже было строгим исполнением закона — после исцеления прокажённые обязаны были показаться священнику, дабы он засвидетельствовал их ритуальную чистоту. Во всей этой истории мы не находим только одного элемента: нам, как и непосредственным участникам евангельских событий, непонятно, в какой момент свершилось исцеление и что послужило его причиной, ведь, как мы помним, никакого физического контакта у Христа с больными не было. С формальной точки зрения Христос ничего не сделал, Он не сказал что-то вроде «вы здоровы, идите покажитесь священникам», нет, Он просто направил их к священникам. Если оставаться на всё той же формальной точке зрения, то Христос здесь как будто бы ни причём, и случившееся — простое совпадение.
Однако, проказа — это не та болезнь, от которой можно избавить случайно, тем более, не могут от неё освободиться одновременно десять человек. А это означает, что исцелил их именно Христос, а не свежий воздух, яркое солнце или же прохладная вода горных источников северной части Израиля. И из факта исцеления Христом должна была бы следовать благодарность Спасителю. Но её проявил лишь один из бывших прокажённых.
Действия Бога далеко не всегда бывают ощутимыми и заметными. Как правило, Бог действует иначе, и в ответ на наши молитвы внешняя обстановка крайне редко подвергается мгновенным изменениям, крайне редко мгновенным изменениям подвергаемся и мы сами. А потому может начать казаться, что между нашими молитвами и благими изменениями нет прямой и непосредственной связи, а потому и наши успехи — это наши успехи, наше здоровье — это заслуга врачей, и вообще, абсолютно любое благое изменение можно без особых сложностей объяснить исключительно материальными причинами.
История десяти прокажённых напоминает нам о том, что Богу вовсе нет необходимости проявлять Себя в нашем мире каким-то ярким и запоминающимся способом, Он благотворит нам всегда, и делает это даже в том случае, если мы отрицаем Его существование. Сама наша жизнь — величайший и абсолютно невероятный дар Бога.
Взамен же Господь просит совсем немного: Он просит быть благодарными, благодарными за всё ведомое и неведомое, видимое и невидимое, и благодарность эта нужна, конечно, не Богу, она нужна нам самим, ведь именно способность благодарить отличает человека от абсолютного большинства представителей животного мира.
епископ Переславский и Угличский Феоктист