Послание к Колоссянам апостола Павла. Глава III, 4-11
Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Когда человек приходит в Церковь, он часто сталкивается с тем, что в ней есть правила, которым нужно соответствовать. Хочешь быть внутри, откажись от одного, другого, третьего. Но так ли это на самом деле или это только первое и ошибочное впечатление? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Помню, как один человек рассказывал мне свои первые впечатления о Церкви. Как-то он зашёл в храм в шортах и ему довольно быстро сказали, что в храме надо быть в другой одежде. Он расстроился, вышел и какое-то время в храме не был. Позже его позвали в крёстные и во время предкрещальной беседы ему было сказано, что надо отказаться от блудного сожительства. И эта претензия была посущественней, так как затрагивала не внешнюю, а вполне сущностную, важную часть жизни. И хотя он не часто сталкивался с церковной реальностью, для него она сводилась к запретам и требованиям.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел обращается к Коллоссянам и довольно много говорит о том, как должна измениться их жизнь. Мы, конечно, не знаем, как реагировали члены общины на его слова, но учитывая, что христианство на них не закончилось, а продолжило развиваться и существует до сего дня, можно думать, что они с ним согласились. Почему же люди по-разному реагируют на призывы к исправлению своей жизни? Почему для одних это обуза, по поводу которой хочется возмущаться, а для других правила жизни, которые они обязательно будут учитывать.
На самом деле всё просто и зависит от того, какими человек видит свои отношения с Богом и как их выстраивает. И здесь в качестве примера можно взять наши отношения с людьми. Ведь это отношения с личностями, а Бог тоже существо личностное. Как мы выстраиваем отношения с людьми? Просьба чужого человека — одно, просьба того, кого мы любим, — другое. С Богом то же самое. Если в центре нашей жизни мы видим себя, а Он — лишь внешние условия, мы и относимся к Нему, как к тому, что надо просто учитывать. Если Бог для нас близкий, если Он находится в центре нашей жизни, и мы ощущаем себя Его друзьями и соработниками, мы будем радоваться тому, что имеем возможность поучаствовать в том деле, которое Он совершает в мире. Именно поэтому апостол Павел говорит ученикам, что Христос является их жизнью. И если так, всё ложное, что с ними было раньше, теперь должно быть упразднено. Сначала грехи, которые в большей степени относятся к телу, — блуд, нечистота, корыстолюбие, а затем и связанные с духом — гнев, ярость, злоба, злоречие, ложь... Всё потому, что, если христианин действительно дал Богу место в своей душе — ничего ложного в ней просто не остаётся. Как человек влюблённый не думает ни о ком, кроме того, в кого влюблён, христианин, переживший встречу со Христом, не видит в заповедях формальных правил и каких-то обременяющих требований, но видит условия, благодаря которым жизнь обретает свою полноту. Все прочие внешние социальные и физические аспекты жизни продолжают существовать, но они перестают определять нас и формировать нашу жизнь, потому что теперь она оказывается основана на Христе.
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 16-24
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Хозяин, который устроил званный ужин, готовился к нему тщательно и долго. Почему же гости не пришли? Ведь был договор. Да просто внезапно появились дела. И не просто дела, а очень важные дела. Согласитесь, ведь не каждый же день покупаешь землю, волов или женишься. Всё это довольно значимые мероприятия. И часто не от нас зависит, что случаются они именно в то время, когда случаются.
Почему же хозяин гневается? Неужели по-человечески не понимает? Дело в том, что хозяин не обыкновенный человек, а его пир — не рядовой праздник. Перед нами образ Бога, который приглашает гостей в своё Небесное Царство. Он обещает, что здесь они вкусят такую радость, которую им не дадут ни новая земля, ни волы, ни даже брачные отношения. Эмоции, которые человек получает от перечисленных земных приобретений, со временем угасают, а тот, кто стал участником Небесного Царства, носит эту радость в себе непрестанно. Это живой источник, который начинает бить в нашем сердце вне зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Это «единое на потребу», в чём действительно нуждается человек и что делает его жизнь насыщенной, наполненной, радостной. Отказываясь от этого подарка, мы обрекаем себя на сердечную пустоту и вечную неудовлетворённость. Поэтому гнев хозяина — это не злоба и не обида, это печаль Бога о человеке.
Эта притча учит нас важной истине. Каждый день Господь посылает к нам своих слуг. Это члены моей семьи, мои друзья, это мои соседи, это все те, кто едет со мной в общественном транспорте, это те, кого я встречаю на работе. Одним словом, все, на кого упадёт мой взгляд на протяжение дня. Нередко кто-то из них протягивает мне руку с приглашением, а я её отталкиваю, потому что слишком занят собой, своими мыслями, чувствами и проектами. Мне сложно реагировать на другого человека по-евангельски. Порой я так упорно сопротивляюсь тому, что придётся нарушить привычный образ жизни, будто меня заставляют отказаться от земельного участка, нового автомобиля или от моей ненаглядной второй половинки. Мне кажется, что, если я вдруг не отвечу на злобу злобой, если вдруг начну делать добро своим обидчикам, если во всех свои делах буду думать не о себе, а о том, как быть полезным окружающим, небо рухнет на землю. А потому я предпочитаю ехать по накатанной колее своего внешнего и внутреннего распорядка и не выбиваться из неё. В результате возвращаюсь я нередко под вечер домой не просто уставший, но раздражённый, недовольный, тревожный, с претензиями и обидами в сердце, короче говоря, пустой изнутри. Хотя и моя земля, и мои волы, и моя жена все при мне.
Если хотим изменить ситуацию, поучимся у нищих из притчи. Это те люди, которые ничего своего не имели. А потому живо отозвались на призыв хозяина. Так и нам, если хотим обрести счастье в этой жизни, необходимо учиться с каждым, кого встречаем на своём пути, вести себя не как с очередной помехой или статистом, но как с потенциальным посланником Бога. По отношению к каждому мы должны быть готовы, если потребуется, проявить милость, любовь, снисхождение, то есть поступить не так, как привыкли, а по-новому, по-евангельски. Если будем приучать себя к этому, то мере своего усердия увидим, как Бог через самых обычных людей, в самых обычных ситуациях открывает в нашем сердце Своё Небесное Царство.
священник Дмитрий Барицкий