Расписание богослужений

V-Kapernaumskoj-sinagogeПослание апостола Павла к Ефесянам. Глава IV, 7-13.

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

Почему в христианской традиции верующие называют друг друга братьями и сёстрами? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам.

Антарктида, Южный полюс, считается самым холодным местом на Земле. Бывает, что столбик термометра здесь опускается до отметки минус 80 градусов по Цельсию. Ну а минус пятьдесят зимой — это обычное дело. И вот в этих условиях живут пингвины. Когда мороз крепчает, да ещё и дует ледяной ветер, пингвины сбиваются в стаю спиной к ветру и начинают неспешное движение по кругу. В середине теплее всего, по краям холод. Но в результате движения те, кто закоченел, по мере приближения к центру отогреваются. Те, кто отогрелся, постепенно из центра перемещаются на периферию, уступая место собратьям. И такая ротация происходит до тех пор, пока не закончится ненастье. Инстинкт заставляет животных заботиться друг о друге, чтобы выжить в суровых условиях. Поодиночке все замерзнут.

В основе церковной жизни лежит похожий принцип. Мы не можем спастись поодиночке. Поэтому и говорит апостол Павел, что Церковь — это тело, организм. Господь оживляет его Своей благодатью. Однако это не означает, что мы должны оставаться пассивными и ждать, когда Бог всё сделает за нас. Христос говорит в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». То есть наша задача — как минимум удержаться вместе. Используя аналогию с животным миром, собраться в общину, и чтобы мои близкие не замерзли и не погиб я сам, организовать движение по кругу. Так благодать будет беспрепятственно разливаться по венам церковного тела. Поэтому на каждом из нас лежит ответственность за сохранение единства Церкви. Каждый христианин призван это делать на своём уровне. Патриарх думает о всей Церкви, епископ — о вверенной ему епархии, священник — о приходе, а отдельный прихожанин — о том небольшом служении, которое он несёт в своей общине. Но все мы обязаны заботится об общем благе, созидать единство. Если я не участвую в этом общем деле, я христианин лишь номинально. Нет посильного служения, я остаюсь один, вне спасительного круга, на лютом холоде, под порывами пронизывающего ветра. Безусловно, Бог будет промышлять и заботится обо мне и в этом случае. Но упадёт моя восприимчивость к Его действиям. Душа начнёт коченеть. Я рискую перестать ощущать присутствие благодати в своей повседневной жизни, как замёрзший человек перестаёт ощущать обмороженные части тела.

А потому всякий, кто хочет чувствовать себя по-настоящему живым, наполненным теплом и светом Христовым, пусть помнит важный духовный принцип: мы не спасёмся поодиночке. Наша душа быстрее усваивает те дары, которые принёс Спаситель, если мы несём посильное служение в той общине, членами которой являемся. Лишь проявляя заботу о своих братьях и сестрах, мы начинаем явственно ощущать благодать Божию, которая согревает нас даже в те периоды, когда в нашей жизни дуют пронзительные ветра и наступают лютые холода.

священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

В течение жизни человек сталкивается с проблемами самых разных масштабов, от частных до общественных. В меру своих способностей и амбиций все мы стараемся их решать. Но в чём главное условие, которое помогает всё правильно сделать? Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 4-й главы Евангелия от Матфея.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что Иисус Христос, услышав, что пророк Иоанн Предтеча взят под стражу, уходит из Иудеи в Галилею и поселяется в Капернауме. Иоанн обличал местного правителя Ирода Антипу в безнравственности, за что и был заключён в темницу. Из Писания мы знаем, что в итоге это заключение закончится для Предтечи казнью. В таком случае уход Спасителя на север, в другую область, внешне выглядит фактически как уход от проблемы. Вместо того, чтобы потребовать от Ирода Антипы освободить Иоанна Крестителя, или обратиться к римскому прокуратору Понтию Пилату за помощью, Христос просто уходит от этих проблем.

Увидев происходящее в такой перспективе, многие из нас возмутились бы этим, как привыкли возмущаться всякой несправедливостью. Но с чего мы решили, что в мире должна восторжествовать справедливость? Может быть, в нём естественно право сильного, которым пользовался Ирод?

С библейской точки зрения, ответ очевиден. Корень несправедливости, как и любого другого неправильного поведения человека, в грехе, в испорченности и слабости нашей воли. Бороться с явными социальными проблемами, конечно, нужно — и сам Иоанн Предтеча призывал людей к жизни по закону, но всё же в первую очередь бороться надо было с причинами болезни, а не только с её проявлениями. Силой можно принудить человека к нужному тебе поведению, но сделать его по-настоящему справедливым и даже праведным можно только изнутри, вместе с ним. Внешне кажется, что Христос уходит от трудной задачи — переубедить Ирода, но на самом деле он берёт на себя задачу ещё более трудную.

Осмысляя поступок Спасителя, важно понять, что Он не только от кого-то уходит, важно увидеть, к кому Он идёт. Он уходит от Ирода, но жизнь любого властителя, от древних царей до современных руководителей государств, кристаллизует нравственную жизнь общества, выявляя её самые характерные черты. Именно поэтому Христос идёт в те галилейские города, которые находились недалеко от языческих земель, там, где духовное состояние людей было особенно сложным. Неслучайно в пророчестве Исаии говорится о людях, сидящих во тьме и тени смертной. Обратить их на истинный путь очень сложно, но Мессия начинает именно с них. Их Он призывает к покаянию и изменению жизни. Можно сказать, что Он не стал требовать справедливости здесь и сейчас, но действовал так, чтобы справедливость в итоге восторжествовала.

Решая свои земные проблемы, люди обычно бывают недовольны и говорят о вине других. Однако с христианской точки зрения важно помнить две вещи. Во-первых, атмосфера в обществе зависит от каждого из нас, от нашей личной доброты, справедливости и порядочности. И, во-вторых, цель праведной жизни, к которой мы призваны, не в том, чтобы идеально устроиться в этом мире, но в том, чтобы стяжать свет Царства Небесного в себе и явить его тем, кто живёт вокруг нас.

священник Стефан Домусчи

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция