Расписание богослужений

maxresdefaultПослание апостола Павла к Колоссянам. Глава III, 12-16

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Как известно, на жизнь человека во многом влияет его самоосознание. Из этого факта вытекает существование таких понятий, как, к примеру, «рабская психология». Когда мы слышим это словосочетание, мы сразу понимаем, о чём идёт речь: о человеке, который не способен жить так, как призван жить свободный человек, о том, кто не обладает навыками принятия решений и не умеет нести за них ответственность. Подобных примеров — масса, и все они говорят об одном: во многом мы те, кем сами себя считаем. Этот принцип работает и в отношении к христианам, правда, далеко не все христиане в полной мере осознают, что же такое быть христианином. Здесь нам на помощь приходит святой апостол Павел, который в 3-й главе Послания к Колоссянам сумел прекрасно раскрыть затронутую нами тему.

Апостол Павел прямо называл христиан «избранными Божиими, святыми и возлюбленными». Именно так он осознавал самого себя, так он осознавал и всех других верующих во Христа людей. Конечно, такое определение довольно сложно соотнести с нашей обыденной жизнью, в которой, как правило, мы ничем не отличаемся от всех прочих людей. Мы не чувствуем себя ни избранными, ни возлюбленными, ну а думать о себе как о святом и вовсе считается чем-то почти что неприличным.
Но давайте поразмышляем, что подразумевал под этими определениями святой апостол.

Прежде всего, нам необходимо вспомнить обстоятельства призвания ко Христу самого апостола Павла: он был гонителем христиан, но Господь Сам явился ему и открыл Себя, после чего Павел не смог оставаться тем, кем он был, ведь в противном случае ему пришлось бы идти против Бога, ну а сознательным богоборцем апостол никогда не был и быть им не хотел. Очевидно, что такое отношение апостола Павла к Богу и Бога к апостолу Павлу, а также вся его жизнь после призвания явно свидетельствуют, что апостол был избран Богом для определённой миссии, венцом которой стало Небесное Царство.

Мало кто из христиан пережил столь же яркое призвание от Бога, как апостол Павел, но в той или иной форме Бог всех нас призвал к Себе, чаще же всего, наше призвание довольно протяжённое во времени: мы очень не спеша открываем для себя Христа, Его Евангелие и Церковь. Однако динамика отклика на призывающий голос Бога особого значения не имеет, имеет значение лишь сам факт призвания, который самим своим наличием выделяет нас из среды людей, и если мы, как и апостол Павел, не хотим оказаться в числе богоборцев, то мы вынуждены признать своё призвание и делать то, что повелевает Бог. Собственно, в этом и состоит избранничество, оно не может быть поводом для гордости и превозношения, оно — величайшая ответственность, оно означает, что Бог по Одному Ему ведомым причинам решил, что мы способны нести ту миссию, которую Он нам поручает, то есть мы способны, каждый в свою меру, быть Его руками и через нас Он намерен оказывать благодеяния людям.

Вполне естественно, что тот, кто найдёт в себе мужество не уклониться от призвания, станет отделённым от общества, именно на это и указывает использованное апостолом Павлом слово «святые». Святые — это те, кто отделён, кто предназначен Богом для служения Ему, тот, кто не отказывается от этого служения.

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 18-27

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

«Кто плохо одет — тому недостаёт добродетели», — написал в календаре 1736 года Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей Соединённых Штатов Америки. И эта фраза вовсе не была случайной: главная «добродетель» для него — «делание» денег. К чему на практике приводит такая ценностная ориентация, прекрасно описывает Евангелие от Луки.

В чём же радикальная ошибка богатого и облечённого властью юноши — а вместе с ним и Бенджамина Франклина — известные 13 принципов которого по сей день у многих вызывают восхищение? Момент истины, в который и вскрывается подлинная иерархия ценностей, — призыв Иисуса всё оставить, раздать нищим и отправиться вслед за Ним в полную неизвестность. Печаль скрыть невозможно: ведь неспроста вопрошающий так изысканно подходил к Иисусу с нежной льстивостью — он, конечно, ожидал чего-то совершенно иного! А ответ Иисуса — обрушил всё!

И для Франклина, и для богатого юноши деньги — в широком смысле понимаемый капитал — абсолютное условие добродетельного существования. Они не средство для процесса, не «смазка» добрых дел — а само доброделание. «Делать деньги» и «творить добро», потому что «только деньги слаще мёда» — как любил повторять Франклин, и добавлял: «Мерило добродетели — кредит; идеальный человек — тот, кто заслуживает кредита!»

И тут Христос предлагает нечто невообразимое: не просто отказаться от того, что «слаще мёда», но ещё и «обнулиться» — в своём социальном положении, утратить долгим трудом наработанную добрую репутацию — одним словом, обнищать во всех смыслах этого слова! И — ради чего? Каких-то не очень понятных высоких слов не особо-то вызывающего доверие бродячего проповедника с горсткой последователей?..

«Сокровище на небесах», о котором говорит Иисус в качестве награды за оставленное земное богатство — это не только блаженная участь в вечности. «Царство Небесное», которое не где-то там или здесь — а только внутри самого человека — это всё то, что невозможно измерить деньгами или материальными благами. Невозможно купить улыбку грудного младенца, когда он впервые распознал глаза любящих родителей. Никаких денег не хватит, чтобы оплатить настоящую дружбу — потому что она не продаётся и не покупается. Не получится даже в самой устойчивой валюте измерить широту открытого и доброго сердца. Везде, где в человеческой жизни пробиваются отблески Добра, Истины, Красоты, Любви и Достоинства — денежный счётчик проворачивается.

А теперь, дорогие друзья, давайте посмотрим внимательно внутрь самих себя и зададимся вопросом: разве не лежит под нашим стремлением к стяжанию та самая вера Франклина в то, что только состоятельный может быть добродетельным?..

протоиерей Павел Великанов

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция