Первое послание к Тимофею святого апостола Павла. Глава I, 15-17
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
«Явление Христа народу» — одна из самых больших картин, хранящихся в Третьяковской галерее. Создатель полотна, художник Александр Иванов, преследовал смелую цель — показать весь спектр реакций современников Христа на Его проповедь. На картине мы видим очень разных людей — восхищённых, смущённых, воодушевлённых и даже недовольных. О непростом отношении мира к учению Спасителя повествует и звучащий сегодня на утреннем богослужении отрывок из первой главы первого послания апостола Павла к Тимофею.
Вернёмся ненадолго к картине Иванова. Среди изображенных им персонажей выделяется группка бородатых старцев, демонстративно отвернувшихся от Спасителя. Это фарисеи и книжники. Именно к этой религиозной касте принадлежал автор прозвучавших строк — апостол Павел. До того, как Павел поверил в Спасителя, он был не просто противником христианства, а настоящим гонителем учеников Господа Иисуса. Савл (так звали Павла до принятия христианской веры) даже участвовал в казни первого мученика Церкви — диакона Стефана. Но всё изменила удивительная, не поддающаяся описанию встреча Савла с явившимся ему Христом на дороге в Дамаск. Именно благодаря личному общению со Спасителем в сердце гонителя произошла коренная перемена. И он стал ревностным и неутомимым апостолом Господа Иисуса.
Прозвучавшие строки из первого послания к Тимофею наполнены чувством покаяния. Павел, с одной стороны, с грустью вспоминает о том, какой жестокостью было наполнено его сердце до встречи со Христом. С другой — всей душой благодарит Господа за произошедшие изменения. Ведь случившееся оказалось ярким примером милостивого и одновременно решительного действия благодати Божией. Потому Павел и пишет своему ученику Тимофею, что его (Павла) жизненная история способна даже самых лютых грешников привести к покаянию, напомнив им, что милосердие Господне способно покрыть даже самые тяжкие грехи.
Услышанное нами апостольское чтение призывает задуматься сразу о двух вещах. Первая состоит в том, что не следует торопиться судить окружающих людей. И уж тем более не стоит ставить на ком-то крест, перечеркивая тем самым для другого возможность измениться к лучшему. Даже если мы почему-то уверены в чьей-то греховности, это не означает, что Бог солидарен с нашим мнением. Всё ещё может довольно круто измениться.
Вторая вещь, о которой стоит задуматься, состоит в том, что благодать Божия, безусловно, могущественна. Но она действует в отношении человека только тогда, когда сам человек открывается ей, нуждается в ней. Пусть и неосознанно. Гонитель Савл потому преследовал христиан, что искал и защищал правду Божию, как ему казалось. И эта Правда в лице Христа явилась ему сама и наставила на верный путь.
Другие фарисеи, так Спасителя и не принявшие, искали не правды, а власти, влияния, почёта. Всего того, что могло утешить и насытить их гордость. Вот почему Христос им был совершенно не нужен и даже опасен. И вот в чём причина того, что благодать Божия не коснулась сердец этих людей. Там просто не осталось места для живительной и исцеляющей силы Господней. И Спаситель в духовном смысле так и не увидел лиц законников. Ко Христу были обращены лишь горделивые спины. Не будем же совершать подобной печальной ошибки. Но будем открыты для Христа, следуя примеру покаяния апостола Павла. И тогда исцеляющая благодать Божия посетит нас, поможет преодолеть греховные преграды, отделяющие нас от Бога — источника вечной и радостной жизни.
священник Антоний Борисов.
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 35-43
Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Зрение — это не только совокупность физических способностей организма, позволяющая видеть то, что нас окружает, зрение — это ещё и важный библейский символ. Священное Писание неоднократно сравнивало людей, которые не знают Бога, со слепцами, то есть, по мнению библейских авторов, не признающие Бога люди не в силах заметить очевидного, точно также, как очевидное для зрячего человека Солнце не может разглядеть совершенно лишённый зрения человек. Новый Завет продолжает традицию библейского символизма, а потому мы можем узнать в новозаветных книгах о множестве чудесных исцелений слепцов. Одно из таких исцелений зафиксировано в 18-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
Когда мы читаем Евангелие, особенно же если мы делаем это последовательно, то есть начинаем с Евангелия от Матфея и движемся дальше, то, дойдя до Евангелия от Луки, мы рискуем немного заскучать: уж слишком много в Евангелии от Луки тех сюжетов, которые нам прекрасно знакомы благодаря двух первым Евангелиям. Так и с историей исцеления слепого человека около Иерихона. Мы её уже слышали — и у Матфея, у которого слепцов было двое, и у Марка.
В этой истории мы видим слепого человека, который вынужден жить подаяниями, видим направляющихся в Иерусалим на праздник людей и видим среди них Христа. Спаситель к этому моменту евангельской истории был на пике Своей земной популярности: Он был окружён множеством людей, и именно это многолюдство побудило слепца поинтересоваться тем, что же такое происходит вокруг него. Больному отвечают, и он ухватывается за открывшуюся возможность обрести зрение, он кричит и просит Спасителя оказать ему милость. Существенно важно при этом то, что слепой человек обращается к Спасителю с использованием мессианского титула — он называет Его «Сыном Давидовым». Итог криков слепого прекрасен: он получает просимое, он обретает зрение, он утверждается в вере и следует за Христом. Эта история — идеальна, она похожа на схему из учебника для средней школы, по мотивам этой истории легко снять красочный мультфильм.
Но если попытаться оставить в стороне мультипликационное восприятие чуда исцеления слепого человека, то что мы увидим?
Мы увидим несчастного слепца, который чрезвычайно сильно похож на привокзальных нищих в наших мегаполисах, у которых тоже есть масса болезней, нередки у них и болезни глаз.
Мы увидим довольно агрессивную толпу тех самых Христовых почитателей, которые совсем скоро в страхе разбегутся, ну а кто-то из них умудрится мгновенно изменить своё отношение ко Христу, и под руководством иудейской знати станет требовать распятия Спасителя.
Мы увидим, что Христос не только даровал зрение слепому, Господь сделал значительно большее: Он полностью изменил этого человека. А в том, что это действительно так, легко убедиться: достаточно помочь одному из привокзальных несчастных избавиться от внешних причин, толкающих его к такому образу жизни, и мы увидим, что, как правило, не болезни и не трагедии заставляют этих людей жить в подворотнях, ночевать на теплотрассах и отыскивать себе пропитание в мусорных баках. Всё это зачастую становится следствием личного выбора, заставить отказаться от которого во много крат сложнее, чем помочь человеку вылечиться, восстановить документы, обрести жилье и работу. Господь же меняет не только физическое состояние больного, Христос меняет его целиком, Спаситель изменяет образ мысли бывшего больного. На такое способен только Бог.
Все евангельские истории с очевидностью свидетельствуют, что они — про Бога. Они описывают не какие-то человеческие фантазии о Боге, они показывают Его таким, каков Он есть. Если же это не кажется очевидным, то, возможно, есть некоторые проблемы с духовным зрением, здоровье которого значительно важнее здоровья зрения физического. Дай Бог, чтобы Спаситель не оставил никого из нас в состоянии духовной слепоты, дай Бог, чтобы Он услышал каждого взывающего к Нему, пришёл и исцелил наше естество!
епископ Переславский и Угличский Феоктист