Расписание богослужений

izgnanie-torgovsev-is-hrama-schnorr-1852Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла VI, 16 - VII, 1

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 

И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Любой, кто знаком с особенностями подросткового возраста, знает, что одна из самых характерных его черт — максимализм. Всё должно быть как надо! Никому и никаких поблажек! Никаких условностей и полутонов — всё чёрно-белое. Подростки, что тут скажешь. Но можно ли нечто подобное встретить в Библии? Думаю, да. Особенно, если обратиться к отрывку из 6-й и 7-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам.

Сегодняшнее апостольское чтение начинается с риторического по сути своей вопроса о совместимости храма Божьего с идолами. Очевидно, что для человека библейской культуры ни о какой совместимости этих явлений не могло быть и речи. И дело не только в том, что это было бы формальным нарушением второй заповеди, запрещавшей создание кумиров. Это было бы нарушением всего завета, потому что идолы или кумиры создаются как часть мировоззрения, суть которого в том, что люди полагаются на мёртвые, неодушевлённые вещи, вместо того чтобы связать свою жизнь с живым истинным Богом. Человек, очевидно, свободен жить, как он хочет. Но, возлагая надежду на неодушевленные предметы, он отдаёт себя в руки слепых сил природы, которым не знакомы ни понимание, ни любовь, ни милость. Напротив, если Он вступает в отношения с разумным Творцом, вся его жизнь озаряется светом промысла. Подобное вверение себя в руки Божии предполагает, что никаких других богов, идолов и всего прочего, чему человек мог бы полностью доверять, — не существует. Да, есть физические законы, законы, по которым происходят химические реакции и живут биологические существа... Но все эти законы созданы премудрым Творцом. Однако возникает следующий вопрос. Если в сердце человека не должно остаться места идолам, может ли в жизни остаться место для тех, кого условно можно было бы назвать идолопоклонниками? То есть — как быть с людьми, которые заблуждаются?

Ветхозаветный призыв, который цитирует апостол Павел, звучит крайне ригористично. Тем, кто вошёл в завет с Богом, было запрещено всякое общение с язычниками. Конечно, оно могло быть вынужденным, но слова «выйдите из среды их и отделитесь» звучали очень строго и однозначно, так что по собственной инициативе иудей не мог общаться с язычником. Более того, само это указание звучит как условие «к нечистому не прикасайтесь, и Я прииму вас». Усыновление Богу возможно после решительного выбора человека, отказавшегося от всего, что связано с грехом. Живя таким образом, ветхозаветное общество было призвано сохранить себя для новой жизни.

Однако апостол Павел цитирует эти слова, обращая их к христианам. Так же, как для молодого еврейского общества, к которому обращался Бог через Моисея, для молодой Церкви языческое море, бушевавшее вокруг, представляло серьёзную опасность. Но значит ли это, что апостол ждёт от учеников бегства из языческих городов и разрыва всех связей? Конечно, нет. Та граница, которая для иудеев древности была внешней и буквально физической, для христиан стала духовной и нравственной. Мы призваны со всем максимализмом восставать против любого идолопоклонства, магизма и язычества в себе, мы всеми силами стремимся к нравственной чистоте, мы хотим, чтобы итогом нашей жизни была праведность и богосыновство, которое даровано нам через Иисуса Христа. Но мы не можем и должны отрекаться от людей и закрываться от них. Ведь в глубине каждого сокрыт, пусть и поруганный, и искажённый — образ Божий, который может быть восстановлен, если человек приложит усилия. Верующие же, со своей стороны, призваны быть свидетелями чистой и праведной жизни, отделившись от греха, но не от ближнего.

священник Стефан Домусчи

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 21-28

И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 

Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 

А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Как христианин призван относиться к представителям иных национальностей и религий? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Ситуация, которая описана в только что прозвучавшем отрывке, довольно странная. У женщины серьёзная проблема. Её ребёнок жестоко страдает. Она просит Спасителя об исцелении дочери. Однако в ответ не просто молчание, но словно высокомерная насмешка. Ей будто заявляют, что чудеса и милость Бога лишь для Его любимых детей, а она человек второго сорта. Христос даже прямо сравнивает её с дворовым псом. Ведь она язычница. А именно такое представление об иноплеменниках было у иудеев того времени. Однако женщину это не останавливает. Она продолжает идти за Господом, продолжает кричать, просить, молить, она находит, что ответить Ему на обидные слова. Она исполнена такой решимости и так настойчива, что уже и окружающие вступаются за неё. Её горе никого не оставляет равнодушным. И в итоге Христос хвалит её за веру и совершает чудо. Вопрос. Неужели Господь не мог сразу выполнить её просьбу? Зачем был нужен весь этот спектакль? Ведь Спаситель прекрасно знал о её духовном состоянии и внутренней готовности получить просимое.

Это было необходимо для окружающих Спасителя учеников. Ведь они были наполнены теми предрассудками, которые жили в головах их единоплеменников. Они считали, что на полноценное общение с Богом могут рассчитывать лишь правоверные иудеи — потомки Авраама и потому любимые дети Творца. В этом смысле представители других религий и наций не могут называть Бога отцом. Они незаконнорождённые, бастарды, источники нечистоты. С ними нельзя вместе сидеть за столом. Нельзя так просто вступать в разговор. Их лучше обходить, чтобы не оскверниться. Однако одно дело рассуждать так, когда ты в окружении единомышленников и родственников, на своей территории. И чужаки для тебя абстракция. Но всё иначе, когда ты окружён язычниками. Когда ты сталкиваешься с ними лицом к лицу. Когда они становятся для тебя осязаемыми, реальными. Когда ты видишь, что в своём горе и радости они такие же, как ты сам. Из плоти и крови. Тогда в нас начинает говорить голос, который глубже всяких рациональных схем. Это голос человечности. Все мы одной крови. Все мы от Адама. Все мы Божии.

Итак, Христос знает о вере хананеянки. Он изначально милостив к ней. Хочет ей помочь. Но ещё больше Он видит, что в помощи нуждаются Его ученики. Они всё ещё делят мир на своих и чужих. Они всё ещё живут в своих абстрактных схемах, которые для них важнее живых людей. Поэтому ответ Христа женщине «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» можно понять как скрытый призыв к ней потерпеть ради апостолов. Если они просто увидят чудо исцеления, это не принесёт им пользы. Они получат лишь крохи. Господь же хочет, чтобы не только женщина получила исцеление, но и в сердцах апостолов что-то зашевелилось. Чтобы они проснулись и духовно насытились от происходящего. Чтобы они увидели, что милость, прощение и любовь должны жить в их сердце по отношению ко всякому творению Бога.

Это урок и для нас с вами. Христос призывает нас вырваться за пределы виртуального пространства и идти к живым людям. Он призывает нас совершать ради них конкретные дела Евангелия. Лишь так наши сердца наполнятся Его Духом. Лишь так мы познаем одну простую истину: нет в этом мире ни своих, ни чужих. Есть просто дети Божии, которым больно и которые страдают. И всякому я могу оказать снисхождение, милость и любовь.

священник Дмитрий Барицкий

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция