Первое послание к Тимофею святого апостола Павла IV, 9-15
Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Как вести себя верующему человеку, если он оказался в непростых жизненных обстоятельствах? Если его окружает стена непонимания, а, возможно, и неприятия? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею.
Согласитесь, порой мы очень требовательно относимся к своим начальникам. Особенно если это начальник церковный. Нам хотелось бы видеть в предстоятеле общины человека мудрого, рассудительного, степенного. Человека справедливого, но в то же время исполненного милости, снисхождения и любви. Наверное, именно поэтому мы с подозрением относимся к молодым руководителям. Особенно если речь идёт о тех профессиях, где ценится практический опыт жизни. Поэтому для разрешения трудных бытовых вопросов мы зачастую идём не к молодым священникам. «Что он может знать об этом мире», — думаем мы. Нам нужен житейски опытный человек. Одним словом, требования к руководителям у нас всегда довольно высокие. На молодых мы смотрим критически.
Тимофей, которому адресован только что прозвучавший отрывок, как раз и был начальником. Павел поставил его епископом города Ефес. Это был крупный торговый и культурный центр на западном побережье Малой Азии. И здесь была большая христианская община. Община не простая. Исполненная внутренних противоречий. Проблема заключалась в том, что Тимофей был молод. Слово, которое использует Павел, упоминая о его возрасте, даёт основания полагать, что Тимофей был военнообязанный. По законам того времени, таковыми считались мужчины до 45 лет. Конечно, уже не ребёнок. Но и до почтенного возраста ещё далеко. И, видимо, не все ефесские христиане всерьёз относились к Тимофею. Не таким они видели своего духовного учителя и лидера. Слишком юн.
Поэтому апостол Павел даёт Тимофею практический совет. Чтобы не давать поводов для критики и пересудов, ему необходимо внимательно относиться к своему поведению. А именно — соблюдать три правила. Во-первых, быть образцом в христианском образе жизни. На деле проявлять в отношениях с людьми любовь и веру, а в личной жизни хранить чистоту. Во-вторых, Павел завещает Тимофею развиваться не только духовно, но также интеллектуально. Он должен заниматься своим образованием, а также не забывать о деле просвещения людей, которые только приходят в Церковь. Наконец, в-третьих, Тимофей должен исполнять свои епископские обязанности: совершать богослужение, а также заботиться о сохранении чистоты церковного учения.
Советы апостола Павла касаются и всякого из нас. В какой бы ситуации мы ни оказались, не важно, как к этому относятся окружающие. Соответствуем мы в их представлении тем обязанностям, которые на нас возложены или нет. Наша задача не паниковать. Не допускать страх в своё сердце. Не стремиться оправдаться или доказать что-то тем, кто нас окружает. Тем более, не злиться, не спорить, не вступать в конфликты. Главное, о чём мы призваны думать, как нам впустить в эту новую область своей жизни Бога. Как довериться Ему и позволить направить меня в своей деятельности. Для этого можно последовать советам апостола Павла. С мыслью о Христе и о пользе, которую я могу принести своим ближним, все свои силы, всё своё внимание сосредоточить на собственном интеллектуальном и духовном развитии. А также честно и добросовестно исполнять те обязанности, которые от нас требуют обстоятельства. Это тот максимум, который мы можем сделать со своей стороны. И его достаточно для того, чтобы всё остальное Господь Сам сделал за нас.
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10
Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Православное богослужение содержит множество дерзновенных просьб к Богу. Например, во время литургии Василия Великого мы молимся о светских властях и просим — «добрых сохрани, Господи, по благости Твоей, лукавых соделай добрыми». Основанием для такого дерзновения является, в том числе, отрывок из девятнадцатой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня во время литургии в православных храмах.
Мы становимся свидетелями встречи Спасителя с влиятельным представителем светской власти — старшим сборщиком налогов по имени Закхей. Немаловажным обстоятельством становится место, где происходит данное событие. Спаситель приходит в Иерихон — город, проклятый Богом за свою гордость. Стены Иерихона пали под воздействием благодати Господней. На месте развалин Творец запретил строить что-то новое. Но евреи проигнорировали указание Бога.
Именно здесь — в проклятом городе — Христос встречает человека, который также сам себя сделал символом греха. Закхей работал на римлян, не просто собирая налоги в пользу оккупантов, но и прибавляя к податям свою премию. Евреи ненавидели чиновника. Римляне его презирали. Он же, понимая убогость своего положения, упорствовал в порочной жизни, всё глубже погружался в уныние, а также в жестокость.
У Закхея с мирской точки зрения было всё — богатство, а ещё пусть и сомнительное, но всё же влиятельное положение в обществе. А вот счастья не было. Мытарь мучился от нехватки радости, искал её. Потому он без раздумий залезает на дерево, чтобы увидеть Христа. Ведь в лице Спасителя он видит тот самый свет, который однажды потерял и уже давно ищет. Благость Христа тронула сердце жестокого и корыстного чиновника. И он начинает стремительно меняться. Греховное лукавство, в рабстве которого находился Закхей, вдруг ослабляет хватку.
Чтобы укрепить Закхея в его покаянии, Христос отправляется к мытарю в гости. Со всех сторон звучат упрёки — как может учитель Божьего закона зайти к этому жулику в дом? Но Спаситель знает и видит больше окружающих. Его желание посетить Закхея не просто дипломатия, а очередное сражение со злом за сердце человека. И мы становимся свидетелями победы. Растроганный любовью Христа чиновник обещает, что вернёт всё украденное, а половину своей собственности продаст и раздаст нищим.
Чему учит нас Евангелие? Тому, что в сердце, порабощённое страстями, можно пробиться только с помощью любви. Жестокость вызывает в ответ только жестокость. Искренняя любовь, которая выражается в желании увидеть в человеке создание Божие, способна найти и оживить в сердце лютого и бессовестного грешника остатки образа Божия. Как это произошло в случае с Закхеем.
С воскресного чтения о Закхее в православной Церкви начитается период подготовки к наступлению Великого поста. Этот евангельский эпизод напоминает нам, что мы призваны научиться способности видеть в каждом человеке, прежде всего, не недостатки, а его лучшие качества. Такой навык успокоит наши сердца, а сердца других людей согреет, освободив от уз порочного лукавства.
священник Антоний Борисов