Расписание богослужений

0te3Vh1eeNB5irtZjdTpWff5LQosy0rHПервое послание к Коринфянам святого апостола Павла VIII, 8 - IX, 2

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

 

Часто ли мы задумываемся над тем, что наше поведение влияет на окружающих людей, как и их поведение влияет на нас? Кажется, живём и живём — мы же взрослые люди и сами решаем, как себя вести. Это дети всё время берут пример с взрослых, но взрослые на то и взрослые, что поступают по собственному усмотрению. Но так ли это на самом деле? Так ли самостоятельны мы в нашем поведении и должны ли думать о том, каким служим примером? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й и 9-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам.

В сегодняшнее воскресенье по традиции Церковь вспоминает Страшный суд. Во время литургии читается специальный Евангельский отрывок, в котором Христос рассказывает о том, как суд будет проходить и какими будут его критерии. На фоне эпичной картины суда и тех явных поступков, о наличии или отсутствии которых Спаситель напоминает людям, стоящим от него по правую или по левую сторону, сегодняшние рассуждения апостола могут показаться какими-то странными, относящимися к частным проблемам коринфян первого века. Но так ли это на самом деле?

Формально причина беспокойства апостола в следующем. Когда язычники приносили жертвы идолам, часть мяса сжигали, а часть оставляли для того, кто жертвовал. Считалось, что эта пища в некоторой степени соединяет человека с тем, кому он её приносит. В свою очередь для иудеев, строжайшим образом запрещавших идолопоклонство, вся подобная пища, как принесённая идолам, была нечистой и совершенно недопустимой. Апостол Павел, как тот, кто начал проповедовать язычникам, решал вопрос радикально: если Бог один, значит никаких языческих богов не существует. Если их нет, значит идоложертвенная пища — это просто пища. Сознанием самих язычников это утверждение принималось не сразу. Кому-то легко было поверить, что тот, кого ты считал богом, просто фантазия, а его идол просто творение человеческих рук, а кто-то мучился сомнениями. Причём, сомневались такие люди не в выборе веры, но именно в том, что идолы больше ничего не значат. Даже доверяя истинному Богу, они опасались, что какая-то, хотя бы и минимальная причастность идолам, будет для них вредна. Впрочем, были и те, кто настолько доверял апостолу, что совершенно переставал переживать за подобные вещи и спокойно ел всё, что продавалось на рынке. Проблема была не в разных подходах, которые всегда были, есть и, наверное, будут. Проблема в том, что одни верующие могут смущать своим поведением других верующих. И это выводит апостольский отрывок на совершенно иной уровень значимости. Проблема идоложертвенной пищи действительно потеряла свою актуальность. Но не потеряла своей актуальности забота о нравственном состоянии ближнего. В отличие от нас для апостола совершенно очевидно, что взрослые тоже в значительной мере в своём поведении зависят от примеров, которые видят вокруг. Нам кажется, что каждый сам отвечает за своё поведение и в большей степени — это так и есть. Однако люди ориентируются друг на друга, склоняются ко греху, когда видят грех другого, и пытаются жить праведно, если видят праведные примеры. Как христиане, мы призваны не только совершать добрые и не совершать злые дела, нам важно думать также о том, как наша деятельность выглядит, чтобы не стать дурным примером для человека, нетвёрдого в вере.

священник Стефан Домусчи

Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Бог, как мы знаем, всемогущ и всесилен, Он благ и милосерден, Он способен помочь человеку бесконечным количеством способов, Он может воздействовать на стихию и спасать тогда, когда спасение невозможно в силу совокупности естественных природных причин, так Бог поступил во время бури на Галилейском озере, так Бог спас апостола Павла во время кораблекрушения, так Бог действовал и по отношению ко множеству других людей. Но означает ли всемогущество и благость Божии, что мы имеем право устраниться от того, чтобы стать проводниками силы Божией для других людей? Евангелие даёт однозначный ответ: нет, такого права у нас нет. Этот евангельский ответ мы можем услышать в том отрывке 25-й главы Евангелия от Матфея.

В только что прозвучавшем евангельском отрывке нет даже намёка на какие-либо возвышенные богословские истины, этот отрывок предельно практичен: он связывает благополучную вечность не с теологическими рассуждениями, какими бы правильными и одухотворёнными они ни были, а с помощью другим людям. Само по себе появление этих слов Христа свидетельствует о наличии некоторого закона созданного Богом мира, того закона, о котором мы не сможем прочитать ни в учебниках физики, ни в сборнике законодательных актов какого-либо из существующих или же существовавших государств. Этот закон относится к области духовной жизни человека и говорит о том, что сделать свою душу способной войти в Христово Царство можно только на пути бескорыстного служения другим людям, причём тем из них, кто не способен как-либо нас отблагодарить, тем, кто неприятен, кто капризен и опасен. Как правило, мы с радостью готовы служить своим детям или же родителям, но Христос ставит ни во что такое служение, потому что оно по своей сути равно служению себе самому, и потому в таком служении нет никакого подвига и нет проявления той любви, к которой призывает нас Спаситель. Любовь — это когда человек выходит за пределы своей плотской ограниченности и начинает делать добрые дела тем, кто совершенно иной, с кем мы меньше всего хотели бы общаться, и на какого мы в своём обычном состоянии предпочитаем не обращать внимания.

Безусловно Бог способен помочь этим людям и без нас. Христос никогда не утверждал обратного, но Он утверждал другое: эти люди с их болью и отверженностью нужны нам, без них мы не сможем приблизиться ко Христу, не сумеем стать Христовыми, и совершенно не случайно Спаситель уподобил Себя Самого именно этим людям, а не тем, кто сыт, приятен, ароматен и благополучен. Христос, будучи Богом, никак не зависит от человека, не мы Ему, а Он нам даёт бытие, «мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Уподобление Спасителем Себя нуждающимся в помощи говорит, среди прочего, и о том, что мы в этих людях нуждаемся значительно больше, чем они в нас, и как невозможно спасение души без Бога, так невозможно оно и без голодных, бездомных, замерзающих, больных и находящихся под стражей. Дай нам всем Бог уловить эту мысль нашего Спасителя и через служение другим обрести своё место в Христовом Царстве!

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция