Послание к Римлянам святого апостола Павла XIII, 11 - XIV, 4
Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Многие из тех людей, которые пришли в Церковь в сознательном возрасте, воспринимают свою прежнюю жизнь вне Церкви как блуждание в потёмках без особого смысла и без ясной цели. Однако такое восприятие жизни «до» характерно, конечно же, не для всех. К примеру, у апостола Павла до его призвания к апостольству со смыслом и целями всё было в порядке, но сам он, став Христовым учеником, понял, что ранее он блуждал во тьме, и шёл вовсе не туда, куда следует идти разумному человеку. Апостол часто упоминал в своих посланиях собственную историю, она же лежит и в основе того отрывка из 13-й и 14-й глав Послания апостола Павла к Римлянам.
Когда апостол Павел написал, что «ночь прошла, а день приблизился», то он имел в виду, конечно же, не физическую смену дня и ночи, связанную с оборотом Земли вокруг собственной оси, под «светом» апостол подразумевал «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9) — Господа нашего Иисуса Христа, ну а под «ночью» — тот исторический период, который длился от грехопадения Адама и Евы до пришествия в мир Спасителя. При этом обращает на себя одна особенность апостольской фразы: он не написал, что «день настал», но что «день приблизился». Если мы вспомним фразу того же апостола Павла из его Первого послания к Коринфянам, то нам станет ясен выбор святым апостолом именно этого речевого оборота: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12). Действительно, несмотря на то, что Пришествие Христово уже в прошлом, мы до Его Второго Пришествия живём по тому же закону плоти, по которому жили многие поколения людей до Христа, мы всё так же болеем, страдаем и умираем, мы всё так же вынуждены бороться за свою жизнь, а наша плоть принуждает нас совершать всё те же грехи, в совокупности же это мешает нам иметь острое духовное зрение, а потому и Свет истинный мы видим в лучшем случае как некую ещё не вполне яркую зарю.
Апостол Павел призывал своих адресатов оставить все те дела, которые удобно делать под покровом ночи, тогда, когда нас не видят другие люди, иными словами, он призывал бороться с грехом в самих себе, памятуя, что, во-первых, никакие дела, слова и мысли не могут быть сокрыты от Бога, а во-вторых, мы уже знаем о Христе и жить мы должны в соответствии с этим знанием. Воплотившись, Господь нам открыл истину, и сделал Он это не через какие-то туманные и маловразумительные образы, Он открыл её нам на понятном и доступном языке, после Его проповеди никто не может сослаться на незнание или же непонимание того, что ждёт от человека Бог.
Впрочем, остаётся вопрос о том, как же нам быть с нашей плотью, тяготеющей к греху. У апостола Павла есть ответ, который звучит так: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Апостол, а вслед за ним и Церковь, всегда были далеки от того, чтобы бороться с данным нам от Бога телом и его потребностями, при этом мы должны тонко чувствовать границу между необходимой и излишней заботой о теле. Научиться этому довольно непросто, но, к счастью для нас, мы имеем прекрасное время — Великий пост, это время даёт нам возможность отбросить всё лишнее и оставить лишь необходимое, и вместе с этим понять, что для нас является избыточным, а что существенно нужным, и, приобретя такой опыт, мы можем распространить его на всю свою жизнь, сделав так, чтобы у нас не было места губящим душу излишествам, но было в достаточном количестве то, что помогает исполнять евангельские повеления нашего Спасителя и Бога.
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 14-21
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Как люди верующие, если только мы ещё не совсем погрузились в рутину околорелигиозной жизни, мы призваны задумываться над тем, чего от нас хочет Бог? Причём, не когда-то вообще, но сегодня, на пороге Великого поста. Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея.
Помню как-то знакомый диакон подошёл ко мне после литургии и начал рассказывать, что именно за год нашего общения мной было сделано неправильно. Мы были в хороших отношениях и серьёзных обид я ему не нанёс, но какие-то вещи его тяготили и он, видимо, заранее всё обдумав, выкладывал их мне одну за другой. Наконец, он протянул мне руку и сказал: «Прости меня, а я тебя прощаю». Это было в Прощёное воскресенье. Конечно, этот день был выбран специально, потому что обижаться для верующего в него немыслимо. В этот день мы призваны просить прощения у ближних, взаимно их прощая. И всё же его подход показался мне странным. Как, в общем-то и всякий подобный подход, при котором люди в духовных и нравственных вещах ориентируются на формальные обстоятельства. Зачем было носить в себе все эти претензии? Если я не обидчивый, я не обижусь в любой день, а если обидчивый, то и в Прощёное воскресенье обижусь, ведь нельзя простить по заказу. Простить нельзя, но, образно говоря, направиться в сторону прощения можно. Ведь обида — это преграда, которая возникает в нашей душе, и связана она не столько с информацией, которую мы получаем, но с эмоциями, которые в нас возникают по этому поводу. Иногда, человек даже не хочет обижаться, но не может с собой справиться. Порой, напротив, отдаётся обиде охотно, находя в ней повод для охлаждения общения или вражды. Обида всегда связана с тем, как я воспринимаю себя, другого и наши отношения. Другой врывается своим поступком в мой мир, но в зависимости от того, как этот мир устроен, — я могу отреагировать по-разному. И тут есть два варианта: если я изначально забочусь о том, чтобы всё правильно воспринимать, — обиды не возникает. Если она возникла, значит что-то в моём внутреннем устройстве неправильно и в этом стоит попробовать разобраться. Мне могло казаться, что всё нормально, но я не заметил, как внутренне изменился, и боль обиды даёт мне повод навести порядок. Собственно предстоящий пост и Прощёное воскресенье — это и есть выделенное Церковью время для наведения порядка в душе. И если Бог сотворил нас для жизни во взаимной любви с Ним и друг с другом, то вопросы вражды и примирения — ключевые в нашей духовной жизни.
Сегодняшнее чтение начинается со слов, которые можно воспринять как своего рода шантаж, жёсткие условия прощения: Бог простит, только если ты простишь. Однако дело в том, что Бог не обижается. Он любит всегда, и наши ощущения Его гнева или любви зависят от чистоты нашего собственного сердца. Злого человека невозможно простить, потому что его собственное сердце закрыто для любви. Часто, начиная пост, верующие люди надевают одежду более мрачных цветов и делают строгие лица. Но Христос, как несложно убедиться, обратившись к тексту Евангелия, призывал обращаться не к внешнему, но к внутреннему. Искать не видимых сокровищ и подвигов, но заботиться о том, чтобы обогатиться любовью к Богу и ближнему.
священник Стефан Домусчи