Деяния святых апостолов глава VI, 1-7
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя евангельское учение, ученики Спасителя всячески подчёркивали, что граница, существовавшая когда-то между евреями и прочими национальностями, разрушена. Об этом рассказывает нам и отрывок из шестой главы книги Деяний святых апостолов.
Апостол Павел и прочие апостолы во время проповеди постоянно подчёркивали, что Церковь — новый избранный народ Божий — объединяет теперь всех людей. Вне зависимости от их национальной принадлежности. Но одно дело теория, а совсем другое — практика. И в прозвучавшем отрывке из книги Деяний святых апостолов мы видим, как проявляют себя прежние ветхозаветные представления.
В Иерусалимской Церкви случается скандал. Вдовы нееврейского происхождения начинают возмущаться, что им либо дают меньше, либо вообще не выдают с церковного склада полагающихся продуктов. Так проявляла себя национальная нетерпимость. Служители еврейского происхождения никак не могли изжить в себе прежнего, соответствовавшего ветхозаветным представлениям пренебрежения, испытываемого к представителям иных народов. Становится понятно, что в Иерусалимской общине древних христиан нет того единства, о котором так радостно рассуждал апостол Павел.
Первоначально Иерусалимская община христиан действительно стремилась жить в мире и единомыслии. Но люди, к сожалению, есть люди. И постепенно то там, то тут в христианском собрании стали проявлять себя человеческие недостатки. Кто-то стал утаивать имущество, не жертвуя положенное в общую копилку. Кто-то начал добиваться власти в церковном собрании. А вот христианки-вдовицы из язычников посчитали (скорее всего, обоснованно), что с точки зрения благотворительности им уделяется меньше внимания, чем вдовицам-еврейкам.
Услышав жалобы, апостолы решили не разбираться, кто прав, а кто виноват, а системно разрешить сложившуюся ситуацию. Для этого они предложили всем христианам, вне зависимости от национальной принадлежности, выбрать семь уважаемых мужчин, которые бы отныне взяли на себя все хозяйственные, финансовые и организационные вопросы. Избранных семерых назвали «диаконами», в переводе с греческого — «служителями».
Книга Деяний сохранила для нас имена древних семи диаконов: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Ти́мон, Парме́н, Николай Антиохиец. Относительно последнего диакона — Николая Антиохийца — прямо говорится, что он в прошлом был язычником. Возможно, к среде эллинистов принадлежали и некоторые другие диаконы. Апостолы своим выбором показали христианской общине, что ключевую роль играет не национальность человека, а его вера и готовность служить Церкви.
Но и это ещё не всё. Существует романтическое представление, что в древней Церкви дела обстояли лучше, чем в современном церковном собрании. В чём-то, возможно, да. А в чём-то и нет. Недостатков хватало всегда. Но дело не в них. А в том, как к мы ним относимся. Апостолы не стали мириться с несправедливостью и постарались её исправить с помощью деятельной любви и милосердия. С одной стороны, ученики Христовы не стали отгораживаться от возникших трудностей. А с другой — не пожелали применять жёсткий административный подход. Они избрали золотую середину. Вот и мы призваны поступать так же. Бороться именно с грехом, а не с людьми, помогая им и себе преодолевать совершённые ошибки. А вместе во Христе созидать Церковь Божию — наше утешение, отблеск Царства Небесного на земле.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
священник Антоний Борисов
Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 43-47; Глава 16, стихи 1-8
...пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Наша повседневная жизнь буквально пропитана страхами. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей. Страх потерять здоровье, репутацию, имущество. Страх ошибки и страх наказания. Страх старости и одиночества. Можно перечислять до бесконечности. Как же справиться с этим гнетущим чувством? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й и 16-й глав Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Иосиф из Аримафеи был знатным членом синедриона, верховного органа политической и религиозной власти у евреев. При этом он являлся тайным учеником и последователем Иисуса Христа. Скорее всего, большинство сведений о суде над Спасителем мы имеем в том числе благодаря ему. Ведь никто из апостолов не мог присутствовать на закрытых совещаниях религиозной элиты. А Иосиф как раз-таки мог.
Этот факт побуждает нас задуматься об одной детали. Присутствуя в качестве члена синедриона на последнем суде над Христом, Иосиф молчал. Нет никаких сведений, что он хоть как-то заступался за Спасителя. Произошедшее весьма соответствует контексту евангельского повествования. Иуда предал. Пётр отрекся. Ученики разбежались. Вполне вероятно, что Иосиф также был в оцепенении от происходящего. От былой уверенности в себе, какая нередко бывает у людей властных и влиятельных, не осталось и следа. Перед той злобной силой, которая исходила от его коллег, Иосиф ощутил себя маленьким испуганным ребёнком. Скажи он сейчас хоть слово, крест можно ставить не только на его карьере. Сама его жизнь потеряет цену. А потому он молчит.
Но что происходит с Иосифом дальше? Мы видим, как после распятия он приходит к Пилату и просит тела Спасителя. Евангелие говорит, что он «осмелился» на этот поступок. Греческое слово, которое здесь используется, очень выразительно. С одной стороны, его можно перевести как опомниться, взяться за ум, прийти в себя. С другой, древнегреческие писатели и поэты используют его тогда, когда речь идёт о каких-то нечеловеческих усилиях, благодаря которым герои совершают подвиги. Так и с Иосифом. Он словно приходит в себя, переступает через животный страх и входит к Пилату. По сути, он открыто объявляет себя учеником Христа в самый неблагоприятный для этого момент. Когда кажется, что благоразумней бежать и прятаться.
Что же так повлияло на него? Очевидно, это муки и смерть Спасителя. Возможно, до креста Иосиф ощущал притягательность слов Иисуса и Самого Его образа. Но не более. Однако именно благодаря страшным событиям Голгофы в душе сановника что-то перевернулось. Он пережил глубочайшее потрясение, которое всё расставило по своим местам. Смерть Христа наполнила его душу любовью. И любовь побудила его к действиям, несмотря на страх перед собственными изгнанием и смертью. То же самое происходит и с женами-мироносицами. Именно любовь к Учителю, многократно усиленная Его смертью, побуждает их идти к гробнице, преодолевая свои страхи.
И в этом скрывается глубочайший духовный закон. Каждому из нас хотя бы один раз в жизни довелось пережить состояние, когда всё наше нутро кричало: «так больше жить нельзя. Измени хоть что-то». Однако те образы, которые нам рисует в эти моменты наше сознание, кажутся просто катастрофичными. Мы цепенеем от страха и наотрез отказываемся поменять хоть что-то. Сегодняшнее Евангелие призывает нас преодолевать этот духовный паралич. Учиться в тяжкие минуты, подобно Иосифу, браться за ум, приходить в себя. А именно: вспоминать смерть Христову, Его Евангельские заповеди и понуждать себя совершать поступки согласно этим заповедям. Это страшно. Но важно помнить, что так реагирует наш больной эгоизм. Он чувствует свою смерть. Он сопротивляется. Но вместе с этой смертью наша душа оживает и воскресает для новой жизни со Христом Спасителем.
священник Дмитрий Барицкий