Братья! по данной нам благодати, имеем различные дарования, кому дано возвещать Божью Весть, пусть делает это так, как внушает ему вера; кому служить братьям — пусть служит; кому учить — пусть учит; кому ободрять — пусть ободряет; кто даёт, пусть даёт от чистого сердца; кто руководит, пусть руководит с усердием; кто делает добрые дела, пусть делает их с радушием.
Пусть любовь ваша будет искренна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; Любите друг друга как братья, с нежностью; относитесь друг к другу с уважением; с неослабным рвением, с горением духа трудитесь для Господа; пусть надежда приносит вам радость; будьте стойкими в беде; в молитве постоянны; делитесь с братьями по вере, если они в нужде; будьте гостеприимны. Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте.
Тогда же Иисус вошёл в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему парализованного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. Тогда учителя Закона подумали про себя: «Этот человек кощунствует».Иисус, зная их мысли, спросил: — Отчего у вас в сердце такие дурные мысли? Что легче: сказать «Прощены тебе грехи» или сказать «Встань и иди»? Сейчас вы узнаете, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Встань, возьми свою постель и ступай домой, — обратился Он к парализованному. И тот, встав, взял постель свою и пошёл домой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть людям.
Евангельское чтение прошлого Воскресенья повествовало нам о том, как Гадаряне вышли навстречу Иисусу и просили, чтобы Он отошёл от пределов их. А произошло это оттого, что все они были заражены одним грехом, одной страстью к наживе, сребролюбием. Это была неутолимая жажда богатеть всё больше и больше. А богатство это давалось им огромными стадами свиней, которые паслись на пастбищах их. Но по закону еврейскому они не имели права держать их.
Вот в этом и был грех их, и они жили во грехе, чтобы только удовлетворить этой страсти их, этому кумиру их — обогащению. И эта страсть как бы объединила их. Видите, как говорит Евангелие: «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу и просил, чтобы Он отошёл от пределов их». А ведь не все жители этого города были плохие люди. Среди них несомненно были и такие, которые хотели видеть Иисуса, хотели послушать Его учение и, может-быть, были готовы уверовать в Него.
Спасение было к ним так близко, близко... Но этот их кумир, эта их страсть к наживе поработила их, и вместо того, чтобы просить Господа остаться в их городе, они просили Его уйти. Они были уже лишены своей свободы воли, через грех они были порабощены, духовный паралич овладел ими. «Тогда, — продолжает Евангелие, — Господь, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в город».
«И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои».
Есть расслабление физическое, но есть и расслабление духовное. При расслаблении физическом нам хочется что-то сделать, а вот рука или нога не двигается. А при расслаблении духовном и думать трудно, и делать ничего не хочется — руки опускаются. Хочется исполнить заповедь Христову, а вот не можешь, что-то мешает, что-то держит. И вместо того, чтобы Христос обитал в нашем сердце — там буря, и Христос уходит.
Что побудило Гадарян просить Христа уйти от пределов их? Грех, страсть к наживе. И этот грех привёл их в духовное расслабление, и у них не хватило духовного мужества задержать у себя Христа.
Так и с нами бывает. Всему причиной грех. И грех — это не только сребролюбие. Есть целая шкала этих излучений этого «чёрного бриллианта». Это и леность, и гордость, и празднословие, и ложь, и осуждение, и чревоугодие, и гнев, и раздражение, и гордость, и жестокосердие, и всякого рода нечистота, и уныние, и ещё, и ещё... И все мы болеем этими грехами: у кого какой, но это грех... Он-то нас и приводит в духовное расслабление, в духовный паралич. Заглянем в самих себя и признаемся честно, что как Гадарянин, мы все находимся в этом духовном расслаблении, в параличе духовном.
Но не будем унывать. Сегодняшнее Евангелие нам даёт великое утешение. Какими словами Христос исцеляет расслабленного? «Прощаются тебе грехи твои». Значит причиной и телесного расслабления тоже часто бывает грех. А уже в духовном расслаблении грех всегда является причиной. Вам надо только найти этот грех, эту страсть, которая стоит между нами и Христом, поднести её ко Господу и сказать: «Господи, исцели меня»! Тогда и Господь нам скажет, как и расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
И буря утихнет, уйдёт из сердца, а Христос наполнит его тихой радостью. И расслабление пройдёт, и новая энергия появится в нас, новая жизнь во Христе Иисусе Господе нашем.
Архиепископ Андрей (Рымаренко)