Братья, мы сотрудники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, заложил фундамент, а кто-то другой возводит на нём дом. Но пусть каждый смотрит за собой, как он строит. Ибо никто не может заложить иного фундамента, кроме того, что уже заложен, а это Иисус Христос. И строит ли кто на этом фундаменте из золота, серебра, драгоценных камней или из дерева, из сена или соломы, — её покажет тот День, потому что он явится в огне.
Огонь испытает работу каждого, какова она. И чья постройка выдержит огонь, тот получит вознаграждение, а чья сгорит в огне, тот понесёт ущерб. Правда, сам он будет спасён, но как человек, которого вытащили из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? И кто разрушит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
В настоящее время в мире насчитывается приблизительно два миллиарда верующих во Христа людей. В I веке, в самом начале правления императора Нерона, когда апостол Павел написал своё Первое послание к Коринфянам, христиан в Римской империи было в лучшем случае несколько тысяч, то есть примерно в миллион (!) раз меньше, чем в сегодняшнем мире. Это как если бы в таком большом современном городе как Киев христиан оказалось всего-навсего около десяти человек.
Казалось бы, — какими сплочёнными должны были быть эти первые немногочисленные сообщества последователей Иисуса Христа, окружённые океаном равнодушных или враждебно настроенных язычников! В действительности же всё обстояло далеко не так, как это представляется многим, кто склонен идеализировать старину, и уж тем более времена апостольской древности. Писания апостола Павла открывают нам, что те первые христиане страдали недостатками не меньшими, чем наши современники и мы сами.
Увы, психология людей, по-видимому, не изменяется. Соперничество, споры, разделения по самым разным поводам постоянно подрывали единство пока ещё столь малочисленной Церкви. Апостол наглядно показывает всю абсурдность такой ситуации: «Разве разделился Христос?» Мыслимо ли вообще разделение Церкви как Тела Христова?
В читаемом ныне Послании к Коринфянам апостола беспокоит то, что новообращённые христиане были склонны не просто почитать своих руководителей, — что необходимо и справедливо, — но придавать им значение, подобающее только Самому Господу (см. прошлое воскресное чтение). «Разве во имя Павла вы крестились?», — риторически вопрошает он. Разумеется, это не так. Он — всего лишь слуга Иисуса Христа, Который послал его благовествовать, возвещать спасительную скорбь Креста и радостное чудо Воскресения.
Апостол Павел — сеятель. Он засеял пашню словом Евангелия. Другие её орошают. Апостол Павел — строитель. Он заложил фундамент. Другие на этом основании возводят само здание Церкви. Но, — и это апостол подчёркивает, — и вестники, и оросители, и строители, и пашня, и строение — всё и все принадлежат Богу, все подвластны делу Божию. Людям дозволяется и вверяется участвовать в том, что может сделать только Бог — каждому в меру того дара, какой каждому дал Господь (1 Кор. 3:5).
Разные сотрудники в Церкви с их разными дарами — не конкуренты и, конечно, не противники: они работают над одним делом. Также и сама Церковь не может смотреть на себя как на последовательницу или, ещё хуже, служительницу того или иного человека, того или иного богословского или политического направления. Она — Церковь Бога.
Фундамент Церкви заложен. Он не может быть заменён другим. Ибо этот фундамент — не личное изобретение Павла, но Сам Иисус Христос, Распятый и Воскресший.
Другие сотрудники Божии строят на этом основании, и каждый должен быть внимательным, как он строит. Непосредственно апостол Павел имеет в виду строителей-проповедников, которые действовали в Коринфе после него. Но в более широком смысле в созидании Церкви участвуют все христиане, каждый в свою меру. И кто бы ни продолжал строительство Церкви, за свой труд должен будет ответить на Суде Божием. Тогда обнаружится, чего стоит его работа.
Апостол следует пророческому образу Судного Дня как дня огненного испытания. Этот День придёт «как огонь расплавляющий», «пылающий как печь». «И кто устоит, когда Он явится?» (Мал. 3:2; 4:1). Огонь Суда покажет, какой строительный материал был привнесён в созидание Церкви. Было ли это золото любви, серебро и драгоценные камни добрых дел, или же в ход шли деревянные доски тщеславия, сено и солома земного успеха и благополучия? Кто внёс в дело Божие нечто стойкое, непреходящее, тот, как работник Божий, «получит вознаграждение».
В чём же будет состоять эта награда за выполненную работу? Она должна быть, конечно, понята образно, как радость о плодах труда, в который вложено столько собственных сил. Но, — будем реалистами, — мы знаем, что дело любого человека не безукоризненно. И многим придётся «понести урон», видя, что немало из того, что он делал в жизни, не выдержав огненного испытания, «сгорит».
Апостол Павел, будучи мудрым учителем, далёк от того, чтобы внушать своей пастве парализующий страх перед Судом Божиим. Нет, он вовсе не ожидает уничтожения недостойных сотрудников. Конечно, всё ложное и недостойное будет истреблено. Но ведь и нерадивые строители пытались трудиться и что-то сделать для Христа. Их неудача — плод человеческой немощи, лени или недомыслия. Поэтому апостол пишет о конечном спасении и тех, кто недостаточно хорошо исполнил свою задачу «строительства».
Эта мысль о спасении беспечных тружеников связана с его глубоким убеждением, что спасение человека всегда — незаслуженный дар благодати Божией, а не заслуга человека. Однако высказывания апостола столь же мало ведут и к ложной уверенности в полной безопасности. Спасение для «понёсших урон» будет связано с известными неприятностями. Они будут спасены как погорельцы, которых спасают из огня (ср. Ам. 4:11). Иначе говоря, они должны будут пережить тот факт, что их работа в Церкви мало что стоила, в то время как другим, как и самому апостолу Павлу, крепость Церкви, стоящей на прочном основании и выстроенной из стойких и дорогих материалов, принесёт честь и похвалу (ср. Флп. 2:16).
Прямо обращаясь к Церкви, то есть ко всем нам, верующим, апостол, как бы взывая к нашему согласию, спрашивает: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и в вас живёт Дух Божий?» Этот образ, с одной стороны, говорит о том, что Церковь принадлежит Богу: это Он сотворил Церковь. С другой стороны, представление о храме говорит о том, что Церковь — место Его присутствия; в ней живёт Дух Божий. Конечно, «Дух дышит, где хочет» (Ин 3:8), но в Церкви, как некогда в ветхозаветном храме, особенно ощутима близость Бога.
Дух Божий присутствует в Церкви не только тогда, когда верующие собираются на богослужение, но и в их обычной жизни, в трудных и будничных испытаниях. Присутствие Божие в Церкви проявляет себя в поведении её членов. Именно так оно становится явным для всех. Тем больше ответственность тех, кто легкомысленно относится к цельности Церкви, даже к самому её существованию, иногда сознательно и целенаправленно внося в Церковь партийные разделения и расколы.
Поэтому апостол Павел строго предостерегает всех тех, кто разрушает Церковь своей сомнительной мудростью, своим тщеславием и притязанием на исключительное знание истины. На тщетность их разрушительных действий указывал Сам Господь, говоря: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф 16:18). Но Церковь является неприкасаемой собственностью Бога. Поэтому те, кто, пусть и тщетно, покушаются на неё, неизбежно понесут наказание.
Итак, в нашем отрывке речь идёт о трёх категориях христиан. Одни — мудрые строители Церкви — в День Господень обретут спасение и получат награду: Бог — любящий Судия. Вторые — строители нерадивые и ленивые — понесут урон, хотя и спасутся: Бог — милостивый Судия. Третьи — разрушители — будут наказаны: Бог — Судия строгий, справедливый и нелицеприятный. Мы все должны об этом помнить.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
В то время Иисус велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шёл по морю. Когда ученики увидели, что Он идёт по морю, они встревожились.
— Это призрак! — закричали они в страхе.
— Успокойтесь, это Я! Не бойтесь! — тотчас заговорил с ними Иисус.
Тогда Пётр обратился к Нему:
— Господи, если это Ты, вели мне прийти к Тебе по воде.
— Иди, — сказал Он.
И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал:
— Господи! спаси меня.
Иисус сразу протянул руку, поддержал его и говорит ему:
— Маловер, зачем ты усомнился?
И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали:
— Истинно Ты — Сын Божий.
И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
Евангельское чтение прошлого Воскресения повествовало нам о великом чуде: о насыщении огромной, многотысячной толпы пятью хлебами и двумя рыбами. Сами ученики Христовы, через руки которых и совершилось это чудо, были ошеломлены. И, как говорит Евангелие, Христос тотчас понудил их войти в лодку и отправиться прежде Его на другой берег, пока Он отпустит народ. И отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на середине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный.
В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. Дивный образ Церкви Христовой рисуется нам здесь. Ладья, как бы изображает Церковь, её борты — это все правила и каноны церковные, ученики — это все мы, христиане, а море бушующее — это наше море житейское. Христос и теперь «взошёл на гору», т.е. возсел одесную Отца. Он видит наш корабль церковный и направляет его. Ведь Евангелие говорит, что ученики не сами по своей воле отправились на другую сторону, а «Христос тотчас понудил их войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону». Значит они делали это из послушания Христу. А когда они оказались в опасности, Он пошёл к ним по воде.
«И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: Это призрак, и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: „Это Я, не бойтесь". Пётр сказал Ему в ответ: „Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде". Он же сказал: „Иди". И вышел из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу». Заметьте этот момент: Христос не позвал Петра, а только разрешил Петру. Тут послушание перешло в дерзновение, это исходило от самого Петра. Он почувствовал такой прилив веры, такой подъем, что всё казалось ему возможным.
Но тут произошло что-то. Волна, высокая волна заслонила на секунду Христа от Петра. Он очутился один. Сразу заработал холодный рассудок. Он как бы пришёл в себя и сразу подумал, что же он делает? Безумие-Разум отнял у него лёгкость веры в которой он шли он начал тонуть. Раздался отчаянный крик: «Господи, спаси меня». И тотчас Христос простёр ему руку.
Что же случилось с Петром? А случилось то, что с каждым из нас может случиться: он испугался, его вера поколебалась. А случилось это потому что он переступил за борт ладьи. Какой здесь таится глубокий урок для нас: в христианской жизни должна быть равномерность, должна быть тихость. А чтобы это было, никогда не надо переступать за борт корабля Церковного. Надо хранить уставы Церкви, надо жить жизнью Церкви. И тогда, если нам даже и придётся очутиться в бушующем море жизни, мы сможем вскрикнуть: Господи спаси меня... И Он, Милостивый, прострёт и нам, как Петру, Свою спасающую руку, и мы очутимся опять в корабле церковном, и наступит великая тишина.
Архиепископ Андрей (Рымаренко)