Расписание богослужений

propovedВторое послание Святого Апостола Павла к Коринфянам, 4 стих 6-15

... Бог, сказавший: «Из тьмы да воссияет свет!», – воссиял в наших сердцах, чтобы мы и далее несли свет знания о славе Божией в лице Иисуса Христа.

Но это сокровище мы носим в глиняных сосудах, чтобы видно было: избыток силы – от Бога, а не от нас. Отовсюду теснимые, – мы не раздавлены; в безысходности, – находим выход; гонимые, – не покинуты; поверженные, – не уничтожены; всегда носим в своем теле умирание Иисуса, чтобы в нашем же теле явила себя и жизнь Иисуса. Ведь мы, пока живем, всегда предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы в нашей смертной плоти явила себя и жизнь Иисуса. Так что в нас действует смерть, а в вас – жизнь.

Но так как у нас тот же дух веры, о котором написано: «Я уверовал, и потому стал говорить», – и мы веруем, и потому говорим, ибо знаем, что Тот, Кто воскресил Господа Иисуса, и нас воскресит с Иисусом и поставит вместе с вами перед Собою. И все это ради вас, чтобы изобилие благодати Божией вызывало все более изобильное благодарение множества людей во славу Божию.

Некогда пророк Исаия возвещал о том времени, когда «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис. 9:2). Апостол Павел вспоминает это пророчество, когда пишет, что это время настало: Бог дал ему увидеть этот великий свет, «свет знания о славе Божией в лице Иисуса Христа». «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18), но «видевший Меня, – сказал Спаситель, – видел Отца» (Ин. 14:9). Однако увидеть Бога в лице Иисуса Христа способен только тот, в чье сердце прольется свет благодатного откровения. Апостолу такая благодать была дана. И теперь его, Павла, обязанность – нести этот свет далее, просвещая «живущих в стране тени смертной» (Ис. 9:2). Апостол пишет о своем великом даре апостольского служения, которому и посвящено Второе послание к Коринфянам. Павел – великий Апостол. И он сознавал свое величие, разумеется, мудро понимая, что этим величием он обязан не себе, а Богу и божественной благодати.

Но, как правило, люди в своем обыденном сознании, считают, что, если некто служит великому делу, то он должен и являть в себе это величие внешним образом: быть «представительным», то есть, желательно, обладать влиянием, быть богатым, здоровым, красивым, красноречивым и так далее. Но ведь ничего такого у Апостола Павла внешне не проявлялось. И противники постоянно указывали на его немощи, на его слабости, на его болезни, на все эти якобы унижающие моменты в его жизни, как на аргументы против его апостольского авторитета. Отвечая своим критикам, Апостол пишет, что свет благодати, драгоценное сокровище Христовой веры и апостольства он носит в «глиняном сосуде» хрупкого, тленного земного существования. Высота служения и человеческая немощь. В этом несоответствии он усматривает глубокий смысл. Какой же? «Чтобы видно было, – пишет он, – что избыток силы – от Бога, а не от нас». Иначе говоря, положительное эхо и впечатляющий результат его служения нельзя считать заслугой его, слабого и немощного человека: это – дело Божие. И Апостол, дабы мы помнили, что немощь – наша, а слава – Божия, не устает повторять парадокс: «Когда я немощен, тогда силен», ибо в немощи совершается сила Христова (2Кор. 12:9-10). Здесь звучит тема переживания креста, который несет в своей жизни каждый христианин, звучит и тема переживания силы Христовой, которая открывается в жизни каждого верующего.

В четырех антитезах Апостол описывает свою ситуацию: он тесним, загнан в тупик, гоним, повержен. Но при этом он не раздавлен, находит выход, не оставлен, не уничтожен. В этом преодолении земных немощей можно было бы усмотреть своего рода стоическую позицию. Ведь именно стоики призывали к выдержке и терпению. Более того, они рассматривали беды, выпадающие на долю человека, как нечто положительное, как воспитательное средство. Но нет, Апостолу Павлу такая позиция чужда. Для него зло есть зло, и скорби суть скорби. И в их преодолении он видит не проявление его собственной силы воли и характера, но знамение силы Божией, действующей в нем.

Свою удивительную стойкость в земных скорбях Апостол поясняет парадоксом: он всегда умирает, чтобы видно было, что он жив. Но это возможно только в свете веры в Евангелие Креста и Воскресения! Таинственное причастие Иисусу Христу, даруемое через веру и крещение, делает наши неизбежные в этом мире страдания не бессмысленным тлением, не страшным знамением грядущего ухода в мрак небытия, но знамением тесного общения с Распятым, единства с Его судьбой. И это единство в скорбях и смерти Распятого есть также единство в жизни Воскресшего. Ныне эта жизнь реализуется в нас как утешения в скорбях и в их преодолениях. Это тоже знамения, – знамения грядущего блаженства вечной жизни.

Слова Апостола Павла о чудесном превращении смерти в жизнь читаются во время совершения таинства крещения: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. ... Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4). Победа Иисуса Христа над смертью действует и в нашей земной жизни. Такова радость быть христианином. И дай нам Бог не впадать в искушения, но всегда ощущать в себе Христову победу, постоянно прозревать простирающийся в вечность смысл всего, что сопровождает нас в этой жизни.

Умираем, чтобы оживать. Конечно, это чудо, чудо и непостижимость. И об этом Апостол Павел не устает повторять. Так, например, он образно описывает возникновение жизни из смерти на примере бросаемого в землю семени. Оно – как семя – умирает. Но из него появляется совершенно новое тело. Из тления ветхого появляется новое, из «ничего» появляется «нечто». Так, мы верим, что Бог сотворил мир из ничего. Это – чудо творения Божия. Когда из мертвого вещества появляется жизнь, то это тоже чудо Божие. Как мертвое может стать живым? Как могут начать жить безжизненные камни? Как может возникнуть даже простейшее живое существо из набора мертвых элементов? Это чудо Божие: из мертвого – живое. И Апостол ощущает в себе это чудо в каждый момент своей земной жизни.

Но замечательно и то, что страдания Апостола, его постоянное умирание во Христе дает ощущение жизни не только ему, но и тем, кому он возвещает Евангелие. В нас, апостолах, – пишет он, – действует смерть, а в вас, коринфянах, кому мы возвещаем Евангелие, действует жизнь. Мои скорби, – говорится в другом послании, – ваша слава (Еф. 3:13). Сколь ни радостно чувство причастности к блаженству вечной жизни со Христом, Апостол не замыкается в эгоистической личной религиозности. Бог есть любовь. Но это не означает, что Бог есть любовь только ко мне. Нет, Бог есть любовь без всяких границ и условий. Соединяясь с Богом во Христе, верующие принимают Святого Духа, Духа веры, надежды и любви, той любви, которую они излучают вовне. Конкретное проявление любви реализуется через благодать, через те дарования, которые Дух дает каждому верующему. Апостолу Павлу был дан великий благодатный дар «говорить» (слово, которое обыкновенно переводится как «говорить», у Апостола Павла означает «проповедывать», «благовествовать»). И эта благодать нести Слово Евангелия, изобильно излившаяся на Апостола, благодаря его труду, его скорбям и его жизни во Христе достигала очень многих людей, производя в них безмерную благодарность Богу. Все – во славу Божию. Такова цель жизни и деятельности Апостола Павла.
Мысли, излагаемые Апостолом в защиту своего служения и для осмысления своих скорбей, – важны для каждого христианина. Подумаем только, как часто мы соблазняемся, смущаемся несоответствием между дарованным нам участием в славе Божией и нашими немощами, которые мы ежедневно испытываем. И не только нашими, но и немощами Церкви, которые мы критикуем. Апостол предупреждает: сами по себе мы – хрупкие сосуды, и Церковь, какова она на земле, – тоже. Но, тем не менее, эти сосуды, хотя и хрупкие, носят в себе сокровище божественной благодати. Единение со Христом в Его страданиях в конце концов приносит благой плод. И не только нам самим, но служит к освящению и для полноты жизни тех людей, которые вверены нам Богом в семье, в дружбе, в любви, в Церкви.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Евангелие от Матфея, глава 19 стих16-26.

В те дни некто, подойдя, сказал Иисусу: Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово это, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

"И один из законников, искушая Христа, спросил, говоря: "Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?"

Если вы были внимательны к тому, как Святая Церковь, раскрывая нам тайну нашего спасения, постепенно по Евангельским чтениям воскресным указывает нам путь воскресения души человеческой, то вы заметили и то, что начиная от Пасхи до сегодняшнего дня было несколько циклов. Один из этих циклов убеждал нас в том, что Господь есть наш Спаситель, и Спаситель от греха, и что Он всесилен. И дальше показывались нам те состояния, те настроения, которые должны быть у нас в душе каждого христианина, чтобы воспринять эту силу, которую преподает нам Господь, устрояющий наше спасение в домостроительстве вечного бытия. И эти Евангельские чтения раскрывали нам чувства смирения и преданности Господу, понимания Слова Божия как действующего в жизни нашей. А потом эти циклы переходили в другие и подошли к такому циклу, где раскрывалось, что все это, что дает нам Господь, может совершиться, но только в пределах Церкви. Как ладья, в которой плыли апостолы, сохраняла апостолов. А ладья эта была как законы, в которых жила и живет Церковь, которые защищают тех, кто находится в ладье от всех тех волнений, которые происходят вне ладьи. Но это возможно только, если с нашей стороны будет послушание ко Господу. А такое послушание связано с известными переживаниями, так как и Апостолы переживали: и бурю, и страх. Но если мы воздерзаем на Божественную Силу, мы тогда теряем послушание, а получаем вместо послушания дерзновение, и с нами может быть то, что произошло с Апостолом Петром, который в порыве восторга и дерзновения попросил у Христа разрешения идти к Нему по волнам. И Христос как бы так ответил ему: "Иди, если хочешь". Это уже не было послушание, это не была Воля Христова, а воля Петра. И когда Петр оказался в водной стихии одним, волны были так высоки, что и Христа не было видно, тут он пришел в разум, закон естества овладел им, он испугался и начал тонуть. И только крепкая вера в Господа и постоянное упование на Вседержителя спасли его.

И дальше, в Евангелии о насыщении пяти тысяч пятью хлебами, тоже, таинственным образом, Господь как бы говорит о Церкви. "Вы дайте им есть!" говорит Он Апостолам, отклоняя их попытку отпустить людей в соседние селения для покупки пищи. Не означает ли это и то, что Он поручает им, Апостолам и их преемникам питать людей истинною пищею, Его Телом и Кровью в Таинстве Божественной Евхаристии? И когда Он велел рассадить народ группами, не означает ли это символически организацию Церкви?

Воскресные Евангельские чтения все больше и больше убеждали нас, что христианская жизнь может быть только в Церкви, при определенных законах Церковных, при Божественной Евхаристии, которая есть Древо Жизни Нового Завета. Вот приведя нас к этому пониманию, Церковь начинает показывать нам, разъяснят, нам, чем является наша, окружающая нас жизнь.

Если вспомните, позапрошлое Евангелие говорило нам о том, что некий юноша подошел ко Христу. И этот юноша спросил Христа: "Что сделаю, да получу Царствие Небесное?" Он, — как материалист. Он исполнял точно все предписанное законом. Он сам сказал: "Я исполнял заповеди". Но он исполнял это как традицию, как нужное. И Господь видел это и сказал: "Тогда откажись от всего, что ты имеешь". Другими словами: откажись от той надежды, которую ты имеешь на богатство. Юноша застыл. Он не мог понять, как можно отказаться от той силы, которая является силою земли. Ведь через богатство можно иметь все, что мы хотим. Так враг рода человеческого искусил человека и извратил наши понимания.

И следующее, прошлое Евангелие говорило о виноградоделателях. Виноградник этот изображает в притче весь наш мир. Господь владеет этим виноградником. А виноградоделатели — это только слуги, которые получают необходимое для их содержания, и в конце концов все что дает виноградник, должны отдать Господину своему. А виноградоделатели увидели красоту виноградника, удобство жизни, и решили, что в этом-то и есть весь смысл их жизни. Они будут жить. А поэтому, когда и Наследник пришел, то они Его убили. Они сказали себе самим: зачем Он нам. Виноградник наш. Это наше.

Вот это то, что мы и сейчас делаем. Мы говорим про землю и все земные блага: это наше. И мы не можем себе представить, что мы уйдем отсюда. Как мы расстанемся со всеми нашими удобствами жизни? Как мы откажемся от всех наших домов, от наших аэропланов, от всех измышлений, которые познают мир, тайны мира, технику, — от всего того, чем мы пользуемся? Как мы уйдем?

И вот в сегодняшний день Святая Церковь показывает: мы и исполнять заповеди должны, мы и окружающий мир должны иметь. Почему же? Да потому, что Господь послал нас сюда, чтобы через эти обстоятельства, как средство, мы бы получили то, что нужно. А что же нужно? При сотворении человека Господь дал ему заповеди: любви к Богу и ближнему. И эти заповеди мы должны исполнить. И Господь, пришедший на землю, пришел для того, чтобы спасти человека, но как? Исполнить заповедь любви к Богу и ближнему и дать силы исполнить эту заповедь. А мы, исполняя эту заповедь, получаем Блаженство.

В течение всей Своей Евангельской жизни Христос был искушаем сатаной. В начале — в пустыне: искушение было хлебом, чудом и царством. Отвергнув все эти искушения, Христос исполнил заповедь о любви к Богу. А затем враг уже не подходил явно ко Христу, а только через сердца человеческие, желая возбудить во Христе ненависть к ближнему. Но никогда Христос не прогневался на человека, а только на силу вражью, говоря: "Отойди от Меня, Сатана!" Так Господь Сам исполнил эту величайшую заповедь, и в Своих Таинствах дает и нам силы исполнить ее.

Так будем же исполнять!

"Какая наибольшая заповедь?" — Спросил законник. И Господь отвечал: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею душою, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь: вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".

Архиепископ Андрей (Рымаренко)

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция