Расписание богослужений

thumb iairПослание Святого Апостола Павла к Галатам, зачало 203, глава 2, стихи 16-20

Братья, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона«не оправдается никто из живущих» (Пс.142:2). Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никогда! Ибо, если я снова созидаю то, что разрушил, я самого себя выставляю преступником. Ибо я чрез Закон умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, И живу больше не я, но живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня.

Предложенное место из Послания к Галатам Апостола Павла содержит в себе ядро учения Апостола об оправдании верой. Если сжать до предела основную мысль этого отрывка, то она будет следующей: человека оправдывают (а следовательно, вводят в блаженство вечной жизни) не его дела, но только вера. Эта мысль уже в древности вызвала известное возражение, высказанное в Послании Апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? ... Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» ( Иак. 2:14.20). Спор о «вере и делах» имел продолжение в новейшей истории христианского мира. Вырванные из контекста Священного Писания цитаты становились грозными оружиями противостоящих в споре сторон. Что это за «вера без дел»? И бывают ли «дела без веры»? «Спасение человека – дело исключительно благодати Божией, никакими делами человек себя сам спасти не может», – так утверждали одни. И были правы. «Вера без дел мертва; и бесы веруют, и трепещут», – так утверждали другие. И тоже были правы. Да и сегодня, разве мы не слышим такие, например, утверждения: «Зачем мне вера? Зачем «ходить в церковь»? Разве не достаточно быть просто хорошим человеком и делать добрые дела?» И противоположное: «Разве мы не видим вокруг себя такую «веру в Бога», которая уживается с мрачным состоянием души, с недоброжелательством, а то и с ненавистью»? Чтобы разобраться в этом, надо задуматься о самих понятиях «вера» и «дела».

С «делами» проще. Мы понимаем, что, хотя у Апостола Павла речь идет о конкретных делах закона Моисея, в более широком контексте под «делами» можно понимать и всякие дела благочестия, и просто добрые дела. Но добрые чувства и дела возможны и без осознанной веры, ибо нравственность – в природе человека, сотворенному по образу Бога. Высокие образцы добра, милосердия и любви мы находим в людях любых исторических эпох, любых культур и религий. Да, добрые дела без веры возможны, и это очевидный факт.

С «верой» сложнее. Возможна ли вера, о которой пишет Апостол Павел, без добрых дел? Ответ может быть только один: нет, вера без добрых дел любви и милосердия невозможна и немыслима. Но какая вера? Ведь за словом «вера» могут стоять разные понятия. Так, современный человек под верой часто понимает «уверенность в существовании Бога». И такая вера вполне может обходиться без добрых дел. Но библейский человек под верой понимал иное. Вера для него – это, прежде всего, «верность Богу», верность Его заповедям. И такая вера по определению неотделима от добрых дел. На библейском языке такая вера называется «праведностью». Но Апостол Павел утверждает, что упование на свою веру как верность, то есть упование на свою праведность – глубокое заблуждение! Думать, что ты можешь что-то заслужить перед Богом, выслужиться перед Ним своею верностью и потом предъявить Ему свои требования, – означает ставить абсолютно свободного Бога в зависимость от тебя, от твоих дел, от некоего закона, которому Бог должен следовать. Апостол Павел здраво и справедливо учит, что сам себя никакими делами, никакими усилиями человек спасти не может. Не я – спаситель себя, а Бог – Спаситель меня. И мне остается только доверять Богу-Спасителю, вверить себя Ему. И, соответственно, слово «вера» Апостолом Павлом понимается преимущественно не как «верность», а как «доверие». Доверие же к кому бы то ни было нельзя вызвать в себе по своей воле. Вера-доверие – харизма, дар Божественной благодати.

Конечно же, Апостолу Павлу даже в голову не приходило, различая «веру» и «дела», отделять одно от другого. Нет! Высказывание Апостола Иакова «вера без дел мертва» столь же справедливо и для Апостола Павла. Доверие любящему Богу в Иисусе Христе, вера Евангелию любви и спасения, отказ от себя, от своих «дел праведности», от своих «заслуг», полное вверение себя Господу Иисусу Воскресшему, отворение своего сердца действию Духа Святого – вот прямой путь к спасению. Вверив себя благодати Божией, Апостол мог воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал. 2:20). Но такая вера не мыслится без ее следствий: без любви, являющей себя в делах. Лишь риторически Апостол Павел пишет о парадоксе – вере без любви: «Если имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1Кор. 13:2). Все послания Апостола Павла пронизаны любовью и призывом к делам любви, ибо он мыслит и пишет не о мертвой, а о живой вере, которая даруется самим источником жизни и любви – Богом. Поэтому, – повторим, –дела без веры бывают, но истинной веры без дел не существует. И это – от Бога, непостижимого умом, но постижимого сердцем, которое открыто для действия Его благодати. И это – жизнь в блаженстве. На эту благодать и блаженство можно ответить только делами любви и благодарностью. Как тут не вспомнить слова поэта:

... если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Евангелие от Луки, 39 зачало, глава 8, стихи 41-56

И было: вот, пришёл человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; пришёл и, припав к ногам Иисуса, стал умолять Его пойти домой к нему, потому что единственная дочь его, которой было около двенадцати лет, умирала. В пути люди теснили Его. У одной женщины уже двенадцать лет как было кровотечение. Она истратила на врачей все свои средства, но никто не мог её вы- лечить. Подойдя сзади, она прикоснулась к краю одежды Его, и тотчас остановилась у неё кровь. И спросил Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Никто не признавался в этом, и Пётр сказал: Наставник! Люди толпятся, вот, видимо, и толкнули Тебя. Но Иисус сказал: кто- то прикоснулся ко Мне, ибо Я почувствовал, как сила изошла из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он же сказал ей: дочь Моя, тебя исцелила вера твоя. Иди с миром. Иисус не успел договорить, как пришёл человек из дома старейшины и сказал: умерла дочь твоя, не беспокой напрасно Учителя. Услышав это, Иисус обратился к нему: не бойся, только веруй, и она будет спасена. И придя в дом, не позволил войти вместе с Ним никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова и отца ребёнка и матери. А все рыдали и оплакивали её. Иисус же сказал им: не плачьте, она не умерла, но спит. Они же, зная, что она умерла, насмехались над Ним. Он же, выслав всех вон и взяв её за руку, возгласил: девица! встань. И жизнь к ней вернулась, девочка тут же встала. Иисус велел её накормить. Родители были потрясены. А Иисус велел, чтобы они никому не говорили о том, что произошло.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о вере. В той или иной степени мы все её имеем. Но наша вера, будучи несовершенной, часто подвергается искушениям. И самое страшное, самое сильное из таких искушений — это смерть близкого любимого человека. Думаю, что большинство здесь стоящих уже пережили или переживают это неизлечимое горе, а если нет, то это неизбежно придётся пережить.

И вот сегодняшнее Евангелие даёт нам классический пример того, как несмотря на всю трудность этого переживания, его возможно перенесть, и в то же время показывает нам, как опять-таки нам нужна ВЕРА. Ибо только через веру Господь подаёт и подаст нам Свою Благодатную силу не упасть духом в такой страшный момент. Иаир подходит ко Христу, его дочь при смерти. Он падает к ногам Иисуса, просит Его войти к Нему в дом. Христос соглашается, но народ теснит Его. На пути происходит исцеление кровоточивой.

Всё время задержки. Христос движется медленно, медленно. Вообразите себе, что переживает Иаир. Ведь он просил Христа поспешить. Ведь дело касалось жизни или смерти его дочери. Опоздай Христос на минуту, и уже будет поздно, — дочь может умереть. Так оно и вышло: приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Да, по пониманию человеческому, всё кончено... К чему же утруждать Учителя? Всё можно поправить, но не смерть. Смерть одна непоправима. Перед ней и Учитель бессилен. Да, так по пониманию человеческому. Но не так по пониманию Божию... И Иисус, услышав это, сказал ему: «не бойся, только ВЕРУЙ И СПАСЕНА БУДЕТ». И в этот момент Иаир отверг понимания человеческие и принял понимания Божии. Перед ним теперь уже был не просто Учитель, а Спаситель Міра, Сын Божий, Сам Бог. Ибо Бог Один имеет власть над жизнью и смертью.

Иаир принял в себя Его слова: «Не бойся, только веруй»! С этого момента он только и жил этими словами и всё продолжал идти за Христом. Вот приходят в дом... И опять две стороны: сторона человеческая «рыдали о ней». А Христос говорит: «Она не умерла, но спит». И опять человеческое: «И смеялись над Ним, зная, что она умерла». А в душе Иаира была неизъяснимая тишина. В нём была ВЕРА. И вера победила. «Девица, встань!» возгласил Христос, и возвратил дух её, и она тотчас встала и соединилась с отцом.

Да, но вы скажете, это чудо воскресения, а таких чудес уже не бывает. Правда... Но ведь это же чудо обещано и всем нам. «Чаю воскресения мертвых», читаем мы каждый день в исповедании нашей веры. И это будет, будет! Не так скоро, как оно свершилось для Иаира, НО ОНО БУДЕТ! Обратите внимание на следующий момент: Иаир уже знал, что дочь умерла, а всё же шёл за Христом, веря Его словам. Не важно, как долго продолжалось это шествие в вере, но важно то, что оно Было. Поверим же и мы Евангельским словам о том, что мёртвые воскреснут и подобно Иаиру, Верою пойдём за Христом. Ведь мистически это шествие Иаира за Христом не кончилось и никогда не кончится. Оно продолжается и ныне, и мы все можем участвовать в нём. Давайте же, поспешим и присоединимся к Иаиру. Тогда и к нам отнесутся слова Христовы: «Не бойся, только веруй, и спасена будет!.. А чтобы так было, нам нужно подобно Иаиру крепко держаться за ризу Христову и терпеть всё, что пошлёт нам Господь на нашем жизненном пути. Путь Иаира был сравнительно краткий. Наш же может быть долгий, долгий... Он будет идти до конца нашей жизни. Но будем верить, что БУДЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ, и что мы соединимся с теми, нам дорогими, кто уже там у Господа.

Да дарует же нам Господь ВЕРУ и ТЕРПЕНИЕ ИАИРА!

Архиепископ Андрей (Рымаренко)

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция