Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня во время пения прокимна перед чтением апостольских посланий мы слышали такие слова: возвеселится праведник о Господе и уповает на него. А для настоящего христианина состояние радости, веселия, духовного ликования является обычным состоянием. И если человек живет духовной жизнью, живет верой, упованием на Бога, оно возможно на всякий день и час. Нам апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодари-те.» (1 Фес, 5,16).
«Неужели это возможно, всегда радоваться», - спросим мы. - И о чем можно радоваться каждый день и каждый час?» Но апостол ясно говорит: «Всегда радуйтесь». Так где найти источник этой радости? - И следующие слова апостола отвечают нам на этот вопрос: непрестанно молитесь, ибо молитва свяжет всю вашу жизнь с Богом. А Бог никогда своих не оставит и во всех обстоятельствах жизни, какими бы они ни были, укажет нам выход из затруднительного положения.
Многие приходят в храм в надежде получить помощь, исцеление, найти выход из создавшихся тяжелых жизненных обстоятельств. Часто благополучные жизненные условия не приносят нам по-настоящему счастья и покоя. А почему? - Кто-то из великих людей сказал: «Если ты потерял деньги - это не беда, если ты потерял здоровье - это полбеды, если ты потерял Бога - вот это настоящая беда». А хорошее здоровье, солидное положение в обществе и большие деньги, к сожалению, уводят человека от Бога. Он им вроде бы и не нужен, у них и так все в жизни хорошо, все им «по плечу», все могут купить и проч. Но все это до поры до времени, т.к. вечных людей нет. И каждый человек, подходя к порогу вечности, начинает задумываться, что осталось позади и что ждет впереди. А впереди неизвестность, и, если не жил человек верой, то и не знает, что у него впереди и поэтому боится. Иоанн Лествичник говорит, что «страх смерти - это признак нечистой совести».
А у христианина должно быть все наоборот. Он может, подобно апостолу Павлу, сказать: «Имею желание разрешиться (разрешиться от уз этого бренного тела) и быть со Христом» (Флп, 1,23)..; Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп, 1,21). Так жили верой и духом все последователи Христовы. Далее апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь, за все благодарите».
«Благодари, - говорит Иоанн Златоуст, - Господа за скорби, и они пройдут, благодари за радости, и они умножатся. Благодари Бога за все!» Известен такой случай со святым прав. Иоанном Кронштадским. Он приехал однажды в Дом призрения для умалишенных людей. Батюшка отслужил молебен о здравии всех живущих в этом скорбном доме. По окончании к нему подходит один из больных людей и, совершенно разумно, спрашивает его: «Батюшка, скажите, вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый разум?» Батюшка задумался. Оказалось, он считал свой разум настолько естественным, нормальным состоянием, что не мог вспомнить в себе благодарной памяти Богу за это благодеяние. Тогда святой прав. Иоанн поклонился в ноги этому человеку, который навел его на замечательную мысль о том, что ясный ум это великий дар Божий.
То же можно сказать и о нас. Все мы думаем, что это вполне естественно, когда мы более или менее здоровы, на своих ногах смогли придти в храм. Слышим там дивное пение и пр., а все это великая милость Божия, которую мы воспринимает как вполне привычную вещь. Но святые отцы говорят, что «благодарность - это протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями».
Мы переживаем, что имеем в жизни скорби, печали и многое у нас складывается не так, как бы нам хотелось. Часто перед началом какого-либо дела или в трудной жизненной ситуации мы заказываем молебен тому или иному святому, которому дана особая благодать помогать людям в различных житейских нуждах. Но люди, уже из своего опыта советуют в любом тяжелом случае заказывать благодарственный молебен Богу. И на глазах все меняется к лучшему - за сыновнее сердце, за преданность воле Божией, за готовность понести от Бога и горькое, и сладкое.
И если мы хотим изменить свою жизнь, то именно с этого и надо начинать - с благодарности Богу. Когда мы подумаем, что у нас многоскорбная жизнь, то станем вспоминать слова самого Господа: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отымет у вас» (Ин, 16, 21-22). Вот и нам надо стараться сподобиться стать сынами Божиими, а сыновняя жизнь выражается не иначе как благодарностью Отцу.
Однажды некий человек написал письмо старцу Паисию Афонскому, где жаловался на свои обстоятельства, что жизнь его стала невыносима. Двадцать лет назад он построил себе дом на окраине тихого городка. Но прошло 15 лет, и рядом с его домом проложили большую автотрассу. Прошло еще 3 года, и около дома построили бензоколонку. Жизнь уже подходит к концу, построить или купить новый дом невозможно для этого человека, сердце его очень скорбело, потому что придется доживать в таком шумном и неудобном месте. Тогда старец написал ему в ответ: «Представь себе, что по этой магистрали ехали бы танки, а не машины с людьми, спешащими на работу. Представь себе, что во время войны ты бы жил не под крышей своего дома, а в подвале, и дом твой мог оказаться вовсе разрушенным. Представь себе - все, что имеешь сейчас, этого могло бы вовсе не быть. Так Бога благодари за то, что имеешь крышу над головой, хорошую семью и здоровье, которое тебе даст силы творить добрые дела».
Все в жизни, конечно, познается в сравнении. Многие могут справедливо заметить: «А разве мне легче оттого, что другим хуже, чем мне?» - Да, конечно, так не очень полезно думать (хотя это может укрепить нас в некоторых случаях). Но надо в духовной жизни двигаться только вперед, быть людьми более глубокими. Тогда мы сможем найти и радость, и утешение, и счастье независимо оттого, что у нас над головой: своя крыша или сияющее голубое небо; имеем ли мы здоровье и полноту сил или безконечные болезни и немощи. Какие бы обстоятельства ни сложились у нас, мы должны помнит эти слова: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него (Пс, 63,11).
Если человек сроднился с молитвой, а внутри этой молитвы нашел БОГА, нашел БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА, то сам этот человек становится носителем Святаго Духа и Царствия Божия в своем сердце. Как это и случалось с великими подвижниками. Старец Амвросий Оптинский стяжал такую благодать, что сам, будучи почти прикованным к постели с сорока лет, мог врачевать души и тела тысяч приходящих к нему людей. О нем сказали, что этот человек в немощах лежащий на одре сделал в тысячи раз больше, чем многие «благодетели» переустройства жизни.
Исаак Сирин сказал, что «один искренно плачущий о себе оказывает большую пользу для мира, чем тот, кто внешне благодетельствует миру». - Один искренно плачущий о себе. Почему? Да потому, что он низводит на этот мир благодать и благословение Божие. За их святую праведную жизнь, которая преизливается из их сердца, Господь сохраняет в благополучии бытие всего мира. Следовательно, чем лучше и чище мы станем сами, тем благополучнее будет Божия Церковь, а уже через нее и весь мир, ибо вся окружающая нас жизнь есть только внешняя сторона духовного процесса.
В этот праздничный день памяти святителя Николая будем стремиться к этой тихой радости, источник которой - молитва, упование на Бога, всегдашнее благодарение Его «за все и за вся» и преданное сыновнее сердце. Именно в такое сердце милостью Божией изольется благодать, благословение, радость и спасение. АМИНЬ.
Архимандрит Мелхиседек