Главное

Расписание богослужений

2525Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Господи, устне мои отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Сегодня мы собрались в этот храм, и радуемся, что мы сейчас не за ужином, не возле телевизора, а в храме Божием. Ни один день в году, наверное, так трепетно, внимательно, с каким-то переживанием, ощущением какой-то новизны и вообще значимости самого времени не проходит. Ни один день нашей жизни, как именно вот этот уходящий последний день, старого 2013 года и наступающий 2014 год.

Каждый из нас, если он правильно относится к своей жизни, ожидает чего-то нового. Потому что здесь проходит совершенно конкретный этап, конкретный рубеж, вот эта страница нашей жизни перелистывается и такая весомая страница. Это не день, это не неделя, это не месяц, это целый год, который перелистнётся и больше его не вернёшь. А новый еще не наступил и мы с трепетом ожиданием и думает, какой он будет, наступающий год? Что Господь даст в новом, наступающем году. И этот новогодний молебен, он именно к тому, чтобы мы Бога поблагодарили за год ушедший, в котором нам было что поесть, что попить, во что одеться, был храм, молитва, духовная жизнь, здоровье, силы. Потому что то, что мы сейчас находимся в храме, это свидетельство еще одной милости Божией к нам, что Господь продляет дни нашей с вами жизни. Для чего же?

Дни жизни нашей, скорей всего, для созревания. Ибо Господь так и говорит, что, когда созреет плод, тогда посылается серп, чтобы собрать эту пшеницу, чтобы она не упала на землю и на этой земле не начала гнить. Дни человека продлеваются или для его пользы для других людей, или продлеваются в надежде Бога, что жизнь человека изменится к лучшему, и поэтому он живёт долго. Потому что если сейчас послать этот серп, тогда неизвестно, что делать с этой душой.

У нас в доме престарелых было свидетельство именно тому. Когда мы только пришли в дом престарелых, начались жалобы директору и жалобы в департамент здравоохранения: «Приходят эти священники, чем-то их кормят, и они в течении недели, максимум двух – умирают». А оказывается, впервые на смертном одре бабушка - пионерка, комсомолка, коммунистка первый, может быть, раз в жизни исповедовалась, причастилась, пособоровалась и в этом состоянии к Богу отошла. Примирённая со своей совестью, с Богом и с душой. И вот Господь держал до такого состояния, до такой степени держал, и она, может быть, в дом престарелых угодила только для того, чтобы там впервые встретиться со священником и с Богом. Это для неё была милость Божия. С одной стороны, скорбь, неприятность - в казённой палате, вот такая жизнь. Но для Бога была дороже её душа, чем её благополучие, чем её здоровье, на руках у детей и прочее. Вот так повернулась судьба, иногда и так люди живут. И это долголетие тоже из-за того, что туда еще не готовы пойти.

Или другая, короткая жизнь отца Даниила. И Писание говорит, что он прожил мало, а дни его жизни были большие. Люди думали, как же так быстро кончилась его жизнь? Это у премудрого Соломона: «А они не разумели, что угодна была Господу душа его, и он восхищен был из среды грешников, чтобы не развратилась душа его. Чтобы не видела этого зла. Ибо угодна была Господу душа его». Вот иногда почему, как нам кажется, прекращается такая нужная, такая вроде бы светлая, такая вроде бы яркая жизнь людей. А смысла больше нет. Он исполнил, он созрел. Нам же в утробе матери никто не говорит: слушай, хорошо б ты еще поносила. Там всё нормально получается, а мало ли чего там будет с годами? Никто нам не говорит такого. Пришло время – рожай. Так и здесь. Пришло время человеку в вечность рождаться, никто ж не говорит: «Давай здесь побудь, там мы не для этой жизни».

И мы Бога благодарим для созревания, чтобы мы неготовые туда не пошли, чтобы мы выросли в меру своей человечности. Писание нам говорит, что вера без дел мертва. Может быть, еще и для этого. Чтобы понять, что мы живём не только для себя. Не только для того, чтобы поесть, попить, поработать, одеться. Еще есть большая задумка Бога о каждом из нас, чтобы мы, как дети, были похожи на Своего Отца. Сегодня, когда листал какую-то книжку, увидел потрясающую фразу: «У ангела два крыла, у Серафима шесть крыльев, а у человека столько, сколько у него любви». Но опять комментирую, любви не сюси-пуси, а жертвенного служения. У него столько крыльев, сколько у него жертвенного служения.

И мы в уходящем году Бога за всё, за всё должны поблагодарить.

Исаак Сирин говорит, что благодарность - это протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями и благодарность получающего побуждает дающего к новым дарам. И самое неприятное чувство - мы даже говорим - «черная неблагодарность». Мы собрались в этот день (и радостно, что полный храм) поблагодарить Бога за то, что было в нашей жизни. И вступая в новый год испросить благословения, чтобы что-то полезное и спасительное Богом, по нашим молитвам обращенным к Нему, было открыто для нас.

Как мы должны построить свою духовную жизнь? Храм - это не место, где мы Богу напоминаем о том, что Он должен для нас сделать. Это место, где мы должны услышать, что мы должны сделать, чтобы в полной мере быть Его детьми. Не надо Ему напоминать и пальцы загибать, это, это, это. Всё Он и так знает. Вы будьте другими, и тогда, может быть, из этих пальцев ничего и не надо будет. Бедный человек - это не тот, у кого мало, это тот кому мало. Откуда будет это другое состояние, чем просто у физиологических людей, которые просто едят, пьют и спят? А мы должны быть другими. У нас и это присутствует, но наша жизнь не только здесь.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Всё определяют деньги? Нет не всё. За деньги можно купить еду, но не аппетит. За деньги можно купить кровать, но не сон. За деньги можно купить диплом, но не знание. За деньги можно купить собаку, но не друга. За деньги можно купить лекарство, но не здоровье. За деньги можно купить квартиру, но не уют. То, что нельзя купить за деньги, это всё от Бога. Так надо искать сразу то, что от Бога».

Мы в этом плане счастливые люди, что понимаем, что хоть что-то в этой жизни понимаем. Кто-то сказал: «Что всё плохое от меня, а всё хорошее от Бога». И в этом плане мы одарены Богом сполна. Это наше богатство, это наше сокровище, это наше счастье.
Однажды на одном корабле поплыла группа людей, а организовал эту поездку богатый человек, может быть, эта история была созвучна «Титанику». Корабль потерпел кораблекрушение. Спаслись два человека, какой-то профессор и он. Сидят они на берегу и оба плачут. Когда наплакались, подходит этот богатый человек и говорит: «Ты-то, чего плачешь? Всё мое богатство утонуло вместе с этим кораблём. А твое всё осталось при тебе».

Так вот, у нас такое богатство, которое утонуть не может. Это богатство веры. С ней, в любой ситуации, какой бы сложной ни была наша жизнь, мы понимаем, что Бог устроил эту жизнь. Бог благ, а если Он благ, то и эта убежденность, что Он благ, помогает нам выживать в любых ситуациях и понимать: и это от Бога, и это от Бога, и это от Бога. А это от моей дури. А! Это от твоей дури? Тогда прекращай эту дурь. И мы тогда уже в жизни хоть что-то, но понимаем. Дай Бог, чтобы у нас укреплялась в жизни вера. Чтобы наша жизнь укреплялась по вере. Как апостол Павел говорит: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною. Вы сильные должны носить немощи слабых и не себе угождать. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов».

Количество дней человека определяется, сказал один мудрый человек, не количеством по жизни его вдохов и выдохов, а количеством дней, когда захватывало дух.

У молодёжки несколько дней назад я спросил, мы делились своими впечатлениями, у кого когда захватывал дух? И люди рассказали про первую исповедь, про первое Причастие, про первую Пасху, про первые строчки Евангелия, про первое прощение, а кто-то рассказал: «Я помог человеку и дух захватило!» От чего? От радости! Не ему помогли, а он помог. И захватило дух от радости.

Вот и будем молиться, чтобы почаще у нас захватывало дух. Захватывало дух Божественной Литургией. Вот на эти праздники Рождества, Крещения, Пасхи. Воскресные дни чуть-чуть с определённой привычкой проходят. А почему проходят с определённой привычкой? Интересный вопрос. Потому что мы по жизни считаем, что этих недель будет 52 в году, а кто нам обещал 52 недели в году?

Надо дорожить временем. И не думать, что этих недель будет еще очень много. Вот в полноте человек может прожить жизнь, полноценно, наполнено, когда он на завтра и на послезавтра ничего не планирует. Вот ты в этот день вложи всё содержание. Я вот сегодня проспал, после дня ангела, до 11 часов. Представляете? Сам себе говорю. Зараза, ну если бы это был последний день? Ты бы вот так вот дрых? Сам себе говорю, нет, конечно. А что бы ты, сам себе говорю, сделал, если бы знал, что это последний или предпоследний твой день? Сам себе говорю, я бы пришёл на братскую полунощницу, на три канона с акафистом, послужил бы, причастился или во всяком случае молился бы за Литургией. А там будь что будет. Но встретил этот день Богом, а там уже как получится. А мысль такая, вот устал. Хотя это не так. У человека гораздо больше сил чем он думает. Это нам кажется. Скажи: последний день. Не есть, не спать, летать будешь как угорелая. А вот из-за того, что думаем, вот еще так это будет долго и получается – а наполнения жизни то нет! Просто, поели, поспали, поработали. Поели поспали, поработали... а где духовное, душевное наполнение этих дней? Книга ценится не за длину, и не количество страниц, а за её содержание. Вот и наша жизнь. Давайте её заполнять содержанием.

И сегодня совершая этот молебен Новогодний, который служится один только раз в году, попросим Господа, что бы по новому взглянуть на свою жизнь. Именно вот этот вот Новый год, пусть заставит нас, по новому взглянуть на само время. Которое является такой тайной, что нету даже философского определения времени. Вот у вас спроси, у кого нибудь. С высшим образованием людей. На пальцах объясни, что такое время? Скажут, время это вот 21час 30 минут. А что такое время? Всё это тайна. Так вот, когда мы будем временем дорожить, тогда только и узнаем его ценность. Или когда безвозвратно терять время, тогда его ценность только и узнаем. Будем просить Бога, что бы Господь даровал нам в наступающем году благословения всем нам, всем нашим близким, нашей церкви, нашей стране, нашему народу православному, который бы дорожил нашей православной верой. Как слышишь сейчас безумие в школе, когда родителям четвероклассников, изучать основы православия, или основы целого блока религий или основы этики, 80% не выбрали православие. А Кадыров в Чечне не спрашивает что вы выбираете? 99% в чем родились, так то и считают. Я должен знать свою веру, и дорожить своей идентичностью. Ты русский человек? Если ты русский, в первую очередь – православный. Да нет, что мы фанатики? Пятое-десятое, пусть она то знает, сё знает, а потом, ой, ой. А девочка, вот это делает! А мальчик, вот это делает! Она гуляет, а этот наркоман и пьяница. А с чего они у тебя будут другие? Физика, химия, история их другими сделает? Этика их другими сделает? Если нет Бога в голове и в уме, всё, она так и будет. Всё пойдёт по животному пути. А должно пойти по Божьему пути. А если ты только знаешь, поесть, попить, образование получить? Не количеством ума или денег, определяется человек. Определяется добротой сердца. Умный и безнравственный – это злодей. Не умный, но добрый – это человек. Христиане азбуки не знали.

Мне бабушка рассказывает, первыми огурцами делились с соседями. Хлеб испекли, несли соседям. Корова отелилась, раздоили, у этой были дети, она чем-то делилась. И так вся деревня делилась. И спрашивается, а денег не было, был натуральный обмен. Никто голодным не оставался. Сейчас друг другу продают. Вроде бы тоже самое, только сердца нету. Все стали умными, и всё купи-продай, а тогда ты мне - я тебе. Как русская пословица, не имей сто рублей, а имей сто друзей. А откуда сто друзей? Когда ты друг, у тебя друзья будут. И они не знали ни алгебры, ни геометрии, ничего не знали. Азбуки могли не знать, а доброта сердечная была. Сейчас что? Он мать не любит родную, но на пятёрки учится. Братьев, сестёр не любит. Кто их в этом воспитывает? Телевизор, компьютер и улица их воспитывают. Нам православие не надо. Ну не надо, потом вы пожнёте.

Об этом будем молиться. Храмы наполнять молитвой. Храмы наполнять, когда возникает какая-то мысль соблазнительная, пойти – не пойти, пропустить – не пропустить, туда съездить, сюда съездить. Съездите, сходите, но только после храма. Утренние, вечерние молитвы читать, не читать? В компьютере сидеть. Сначала помолись, а когда помолишься, после этого и смотреть ничего не охота. Вот так, подглядели новости какие-то, что бы знать, что происходит. Но без крайности, без крайности.

У человека душа и тело. Тело питаем, поем, моем и чистим. Если бы столько сил и времени, сколько тратим на тело, столько бы для души бы тратили, мы бы давным-давно были бы святыми. Но это всё впереди, надеемся на православную духовную жизнь, что, в конце концов, Господь за веру, за старание жить по вере, а самое главное, по своему неизреченному милосердию, когда нибудь скажет нам всем «благий раб и верный, в малом был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа Бога своего". Аминь

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция