По благословению Патриарха Кирилла к празднику Рождества Христова в январе 2014 года в пределы Русской Православной Церкви впервые будет принесена священная реликвия Афона - Дары волхвов. Это одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. По преданию, до IV века Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени.
Дары, которые принесли новорожденному младенцу Иисусу волхвы с Востока, доставят 6 января вечером со Святой горы Афон в храм Христа Спасителя к началу патриаршего богослужения на Рождество.
Из Евангелия известно, что к новорожденному Богомладенцу Христу пришли волхвы и принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. В то время золото преподносили в дар царям. Ладан, дорогую ароматическую смолу особого дерева, в древности преподносили в знак великого благоговения. Смирной, дорогим благовонием, в то время помазывали усопших. Таким образом, символично волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку. Эти Дары дошли до нашего времени. Золото представляет собой двадцать восемь небольших пластин разной формы - трапеция, четырехугольник, многоугольник... На каждой - тончайший филигранный орнамент, он ни разу не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти.
Честные Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, передала Дары вместе со своим Поясом и Ризой Иерусалимской Церкви, где они и хранились до 400 года. Византийский император Аркадий перенес Дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, Дары возвращаются в столицу, а после падения Византии в 1453 году отправляются на Афон в монастырь святого Павла. Их привезла туда сербская царевна Мария.
От Честных Даров и поныне исходит удивительное благоухание. Говорят, что описать его невозможно. Иногда Дары выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что святые Дары волхвов исцеляют одержимых нечистыми духами. С 1980-х годов 2-3 предмета из Даров ежегодно вывозятся в митрополии Греции для поклонения верующих. И во время этих поездок также совершается множество чудесных исцелений, приводящих к вере скептиков и атеистов.
В 1985 году, Дары привозили в новую церковь греческого города Салоники. Среди встречавшего святыню народа на паперти стояло несколько бесноватых. Они рычали и душераздирающе кричали. Одну женщину вели к Дарам волхвов, но она остановилась и стала упираться. Четверо крепких мужчин не могли сдвинуть ее с места. А она кричала: «Убирайся прочь, Младенец Вифлеемский!» Женщину подвели к ковчегу с силой, перед которым она упала ничком.
Тогда один монах взял цветок, украшавший ковчег со святыми Дарами волхвов и перекрестил им несчастную. Другой монах поднял ковчег и издали перекрестил ее. Бесноватая вновь стала кричать, лаять, рычать. Наконец ее силой подтащили к святыне. Бесноватая замолкла, несколько минут лежала, как мертвая, потом поднялась и медленно вышла из церкви. На другой день эта женщина вновь появилась у ковчега со святыми Дарами волхвов и уже без всяких препятствий приложилась к святыне.
Интересна история и волхвов, преподнесших Христу дары, через которые люди получают чудесные исцеления. В толковании Евангелия архиепископа Аверкия говорится, что волхвы не были теми, кто «обычно подразумевается под этим именем, то есть кудесниками или волшебниками, творившими ложные чудеса... Это были люди ученые, обладавшие большими знаниями».
В VII столетии один авторитетный историк Церкви Иаков из Варацце обнародовал имена волхвов - Гаспар( или Каспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар был «безбородым юношей», Мельхиор - «бородатым старцем», а Бальтазар - «темнокожим» или «черным». По преданию, они происходили из Персии, или Месопотамии или Эфиопии. Вернувшись в свои родные места, волхвы стали возвещать в народе об Иисусе Христе, строили храмы и часовни, где были изображения Богомладенца и звезда над крестом. Имеются данные и о том, что апостол Фома посвятил их в епископы.
Волхвы закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены они были тоже вместе. Впоследствии их мощи были найдены царицей Еленой и установлены в Константинополе. Оттуда были перенесены в Милан, где хранились до 1164 года, когда германский король Фридрих Барбаросса, завоевал этот город. Он переправил мощи волхвов, прославленных к тому времени во святых, в Кельн. Для мощей был изготовлен весьма искусный и богато украшенный ковчег, и поныне почитающийся одной из вершин ювелирного искусства.
В Кельн, на поклонение святым мощам со всей Европы стали прибывать многочисленные религиозные процессии и потоки людей. В народе волхвов стали почитать, как покровителей путешествующих, поэтому многие верующие, перед тем как идти в долгий путь, специально приходили в Кельн, чтобы в местном кафедральном соборе поклониться волхвам.
Поскольку в Германии считают, что волхвы были восточными Царями, то на гербе города Кельна в честь них изображены три короны. Установленный праздник - «День трех святых королей» является нерабочим днем и ежегодно отмечается в Германии 6 января. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны и с коронами на головах. Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех святых королей». Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждой церкви устраиваются вертепы или рождественские ясли, где «присутствуют» и знаменитые волхвы.
Некоторые немцы, следуя давней традиции 6 января пишут мелом у входа в дом или на двери начальные буквы имен трех волхвов: С + М + В. Они верят, что такая надпись оберегает дом и его жителей от всех бед. Кроме того, 6 января в Германии в последний раз зажигают новогоднюю елку и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».