Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися в Вифлееме.
В тропаре праздника на Рождество Христово мы с вами, возлюбленные о Господе братья и сестры, слышим такие слова: «Рождество Твое, ХристеБоже наш, возсия мирови свет разума» (Тропарь, глас 4).
Что же открыл Бог Своим явлением, Своим пришествием в этот мир? Для чего Он невидимый, непостижимый, необъятный, вдруг стал видимым, постижимым и объятным?
Святитель Василий Великий нам говорит, что с преступлением Адама, смерть соединилась с нашим телом и принесла ему смерть и тление. Надо было, чтобы и Жизнь соединилась с нашим телом. Чтобы тленное было побеждено бессмертием.
Апостол Павел нам говорит, что как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Первенец Христов, потом Христовы, в пришествие Его. Ибо подобает тленному сему облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Чтобы поглощена была смерть Победою. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и не един во гробе.
Вот ради чего высокий Бог «на землю сниде, да нас на небеса возведёт».
Василий Великий так нам и говорит, что Бог стал человеком, чтобы мы стали богами по благодати. И однажды он восклицает: «Почти перепись, через которую имя твое вписано на небеса, почти убогий, холодный вертеп, через который прекратилось твое убожество, почти безсловесные ясли, через которые прекратилось безсловесие твоих страстей, почти звезду, через которую воссиял тебе свет разума!»
Так воссиял свет разума, что весь мир стал исчислять историю до и после. Сейчас 2014 год от Рождества Христова. Всё было отметено в сторону, и Персидские царства, и Римские, и Греческое летоисчисление от Олимпиад, всё предалось забвению, осталось только одно во всём мире летоисчисление. Даже в каких-то экзотических странах, по лунному календарю или по какому-то календарю майя, все равно, параллельно идет наш календарь, в котором значится 2014 год. С какого момента спросим у всего мира? С Рождества Христова.
Вот какое событие, вот какое явление так реально, так сильно, так победоносно вошло в нашу жизнь, что оно изменило её кардинально.
В Афинах, когда были Олимпийские игры, расчищали центр Афин, чтобы построить одно из олимпийских сооружений и вот вдруг, внезапно, когда начали снимать культурные пласты, нашли одну надгробную плиту, которая принадлежала, скорей всего, какому-то именитому греческому сановнику, там были выбиты на греческом языке такие слова: «Всё кончено». А чуть подальше, нашли другую надгробную плиту, на которой был выбит на мраморе православный крест. И на греческом языке надпись: «Христос - жизнь моя».
Вот что такое Рождество.
Вот что такое Боговоплощение.
Вот что такое жизнь Бога в этом мире.
Вот что такое Евангельская благая весть о нашем бессмертии, о нашей с вами душе. Ибо Писание так нам и говорит: «Бог смерти не сотворит» (Иер. 11:21-22).
И Господь о себе сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Всякий верующий в меня, смерти не увидит во век. Возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан.3:16). Пришествие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - и всем нам с рождения показан путь, путь к этому бессмертию, которое реально! Сейчас это бессмертие начинается уже здесь на земле.
Рай и ад. Ни где-то там, как однажды Иоанн Златоуст спросил у своих слушателей: «Скажите, где место рая и ада?» Они говорят: «Мы точно не знаем». И тогда он говорит: «Он где-то в глубине этого мира». Но нам надо искать не место положения рая и ада, а как сподобиться одного и избежать другого. Евангелие всё нам открыло и всё нам показало. И христианство - это возрастание в любви. Если мы не возрастаем в любви, значит, мы что-то перепутали. Мы не там оказались. Не такой вектор нашей духовной жизни. Потому что ни богослужения, ни посты, ни внешняя форма одежды не делает нас христианами. Делает что-то другое, когда мы становимся хоть чуть-чуть похожи, как дети, на своего Отца. Похожи на Бога любви. Вот тогда мы идём верным путём.
Святитель Феофан Затворник Вышенский сказал: «Если генерал не будет носить своей форменной одежды, как простые, мирские люди узнают, что он генерал? Так и христиане, если не будут носить своей форменной одежды, как миряне, как простые люди, узнают, что вы христиане? Форменная одежда христиан, - говорит святитель Феофан Затворник Вышенский, - есть любовь». И дай Бог, чтобы просветил нас этот Свет разума, что мы с вами безсмертные люди, что над нами, и в нас, и среди нас живой Бог. Путь внутрь себя, внутрь рая, и в этой жизни и в той предначертан Христом, Евангелием, открыт и мало того, что открыт Богом - внутри Церкви Духом Святым даются эти и силы, и ум, и разум пройти достойно этим путём.
Дай Бог, чтобы в этот Святой Мироспасительный день Рождества Христова, в нас возрастала и умножалась вера, надежда и любовь.
Святой святитель митрополит Амфилохий Сербский однажды сказал: «Нам остаётся только одно: или Богу служить, или идолу служить». Другого выбора у человека нет, если он не служит Богу, он служит идолу. Я желаю, чтобы вся ваша жизнь превратилась в светлое, всерадостное, спасительное, праздничное, ликующее Богослужение.
Чтобы праздник Рождества победоносно вошел в нашу жизнь, чтобы мы знали и твёрдо в уме содержали – с нами Бог! С нами Бог! С нами Бог! Аминь!
архимандрит Мелхиседек