Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всех Вас, дорогие возлюбленные Господе, братья и сестры, поздравляем с этими великими и славными днями, днями Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, днями ожидания Святого великого праздника Крещения и Богоявления. Этот промежуток называется Святками, которые призывают нас к освящению души и тела. К духовному ликованию о Боге Вседержителе. К духовной радости о том, что бессильно зло, но вечно с нами Бог. И этим мы с вами должны утешать и укреплять свою душу. Какие бы приключения, какие бы испытания и напасти не выпали нам, мы должны знать, что Бог уготовал каждому из нас Царствие Небесное. И Сам сказал нам Своей жизнью: «Я пришел, что бы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10). Но христианская жизнь не предполагает безоблачного неба, безветренной погоды, и не предлагает безболезненного жития. Кто-то из мудрых людей сказал: «Бог не обещал нам безбедного плаванья, но всем нам обещал тихую пристань». Только надо пройти этим путём, только надо плыть в этом корабле, в Ноевом ковчеге, который именуется Церковь Христова.
Надо быть чадом церкви не только по внешней своей жизни, но самое главное, по внутренней. А что делает нас внутренне христианами? Что делает нас действительно чадами Божьими? Чадами любви и сынами Воскресения? Господь нам говорит: «Потому все узнают, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). И поэтому возрастание духовной жизни есть возрастание в любви и истине. И об этом апостол Павел так нам и говорит: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной» (1 Ин. 3:16-18). Дела против любви, есть принятие помыслов осуждения, которые сначала западают в душу как некое зерно, а потом прорастает и даёт злые и недобрые плоды.
Однажды одного насельника Оптиной пустыни спросили, как ты можешь иметь послушание и к доверию к человеку, своему начальнику в монастыре, когда видишь его злые и недобрые поступки? И тогда он говорит: «В нашей жизни и в нашем деле, главное не словить гайку». Что это значит? Когда люди занимаются с двигателями, их разбирают, и важно, чтобы в этот двигатель не попала гайка. Потому что, если она попадёт, то испортит весь двигатель. Гайка маленькая, а двигатель здоровенный, но маленькая гайка выведет из строя и испортит всю машину.
Главное, он говорит, в нашей жизни – не словить гайку. И вот и мы, порой, в своей жизни думаем, что нам всё понятно в жизни того или иного человека. Нам понятны его поступки, его характер, его злое и недоброе поведение, мы во всём разобрались, мы всё поняли, мы поставили диагноз, но это очень в жизни опасно ставить кому-нибудь диагноз. Об этом Ава Дорофей так и говорит: «Человек выпил, нельзя сказать, что он пьяница. Человек обманул, нельзя сказать, что он вор. Человек сблудил, нельзя сказать, что он блудник». То есть нельзя по одному поступку осуждать всю жизнь человека. И мало того, надо просить у Бога мудрости и доброго помысла, что бы найти поводы, как оправдать человека, а не как его осудить. Потому что мы до конца в жизни другого человека ничего до конца не знаем. Каждый человек, это своя тайна, со своими положительными моментами, отрицательными и самое главное мы должны относиться к человеку, как относятся к рыбе. Мы знаем, что рыба без костей не бывает, и когда мы воспринимает человека, мы должны его воспринимать целиком, вместе с его костями, с его перьями, с его плавниками: мясо съели, а кости и плавники выплюнули и внимания не обратили. Дело в том, что в нашей жизни, если Бог и Божественная духовная жизнь является тайной, то и каждого человека до конца мы всё равно не поймем. Мы самих то себя порой не понимаем, удивляемся своим словам, своим мыслям, своим поступкам, сами себя не можем управить, а с других людей требуем какую-то жизнь.
В эти святые праздничные дни, будем благодарить Бога, что нам открыта Духом Святым жизнь по вере. Потому что, невозможно себе представить, что бы человеческий ум, измыслил Святую Христианскую веру. Настолько она непостижима, таинственна, многогранна, что ни один человеческий ум не мог вместить Бога, вдруг, когда-то воплощаемого в маленькой пещере, а потом распинаемого на кресте. Тот который непостижимо пребывает везде и всюду, вдруг заключается в маленьком вертепе. Вдруг Дева, каким-то образом может родить. И кондак праздника Рождества Христова весь таинственен. Он весь на противоречиях. Он весь на антиномии. Показывающий глубину и непостижимость и Богооткровенность нашей с вами веры. Вдумайтесь только в слова, которые мы так привычно слышим, но до конца ли в них вникаем? Дева днесь Присущественного раждает. Как это понять? Дева – раждает. И Земля вертеп, Непреступному приносит. Как может Земля принести вертеп Непреступному? Непреступному с большой буквы. То есть Богу. Вдруг Непреступный, Непостижимый, Необъятный Бог, вдруг поселяется и рождается в вертепе. Ангелы с пастырями славословят. Кто такие пастыри? Пастухи. И кто такие Ангелы? И вдруг они становятся еденным целым. Ангелы на небе, пастухи на земле. Ангелы с пастырями славословят. Волхвы же со звездою путешествуют. Не на самолёте, не на вертолёте, со звездою путешествуют. Как могут волхвы со звездой путешествовать? А это реально. Всё так и было. Ибо наш святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не почти Вифлеемскую звезду, неким обыкновенным небесным телом, небесным светилом, это была, говорит он, некая духовная сила. Потому что она двигалась совершенно в обратном направлении, если звезда будет стоять на небе, то будет не понятно, какое же место на земле она освещает, а это духовная сила, Вифлеемская звезда, стала непосредственно на конкретной Вифлеемской пещерой. Что бы можно было понять место рождения Бога. Волхвы же со звездою путешествуют»
Отроча младо (Младенец) Предвечный Бог - одни противоположности. Одни, казалось бы несовместимые вещи. Но Бог расторгает и преображает естества чин, творит бо елико хочет.
Еще раз, этот праздник, это событие показывает все могущество, премудрость, непостижимость, величие Творца, Который дал нам с вами эту реальную жизнь, дал её для того, чтобы мы не просто выживали, не просто наживали что-то в этой жизни, а чтобы мы вживались и прорастали в вечность.
Как нам сказал однажды святитель Василий Великий: давайте сразу делать такие дела, которые за нами пойдут в вечность. Вот и нам надо сразу, здесь на земле, жить вечностью, дышать воздухом вечности.
Возблагодарим Милосердного Бога за неизреченный дар Его Божественной любви к роду человеческому, что каждого из нас призвал Он к вечной жизни. Дарует и всем нам возможность войти в Его ликующее, не кончающееся, всерадостное Царствие Божие. Не только там в вечности, но уже реально здесь на земле. Потому что, когда в сердце вера, надежда, любовь там и Рай, так и Царство, там и вечная жизнь. Аминь.
архимандрит Мелхисеек