Главное

Расписание богослужений

20140126-5O3A4796-600x413Публикуем запись встречи со схиархимандритом Иоакимом Паром в Санкт-Петербурге. Отец Иоаким — настоятель монастыря святой Марии Египетской в Нью-Йорке, приезжает в Россию уже несколько лет, встречается с людьми. Все больше людей интересуется его духовным опытом.

Видеозапись можно посмотреть тут: http://optina-msk.ru/video/1070-nikakikh-peregovorov-budte-sovershenny

Добрый вечер. Я бы хотел сегодня предложить вам некоторое осмысление важной и своевременной темы. Это как бы указание Господа Иисуса Христа, которое дается каждому, кто принял крещение, и её очень трудно расслышать современным людям. У наших стран есть нечто общее: мы любим революции, у нас лучше получается ломать, чем строить. Моя страна началась с революции. У вас была своя революция. Я понимаю, в Санкт-Петербурге их было три, может быть, мы с вами начнем четвертую. Было бы неплохо.

Те люди, у которых революция в крови, наполнены гордостью. Нам не нравится, когда нам говорят, что нам делать, и мы любим вести переговоры по любому поводу. Когда тебе что-то говорят, ты рассуждаешь, а сколько мне это будет стоить, сколько я сделаю, сколько не сделаю. Господь Бог это все не слушает, Он говорит и вам, и мне, во время крещения и до крещения: придите и следуйте за Мной. Он не оставляет никакого места для переговоров. Он сказал: приди и следуй за Мной. Он не спрашивает, занят ли ты, не спрашивает, есть ли у тебя время и другие обязанности, как твое здоровье, достаточно ли у тебя денег, женат ли ты? Ничего такого. Приди и следуй за Мной.

Это очень пугающе. Он сказал то, что современный человек не любит даже слышать: если ты следуешь за Мною, Я — Руководитель. Переговоров нет. Вы отвечаете на то, что Я прошу. Вы никак это дело не подстраиваете, вы не решаете для себя. Если вы собираетесь быть Моими учениками, то следуйте за Мной. Вы — Его ученики? Если нет, если вы не хотите даже попытаться, вам нужно просто выйти.

Бог говорит очень сильные вещи. Он говорит каждому из нас: вы должны быть такими же совершенными, подумайте об этом, как Отец ваш Небесный совершенен. Как это возможно? Давайте посмотрим вокруг, на этот беспорядок. Каждый из нас — грешник, каждый из нас гораздо ближе к могиле, чем ко спасению. Мы эгоисты, наполнены собою, одержимые собою, с осуждением, нетерпеливые, с ограниченным рассудком, и тем не менее, Он говорит: приди и следуй за Мной, — и после этого говорит: будь таким же совершенным, как Отец твой Небесный.

Если бы вы пришли на собеседование при приёме на работу, а там вам бы сказали: кстати, а зарплаты не будет. Вы должны делать то, что я вам скажу, вы должны быть совершенными, подпишите. Вы бы убежали оттуда, но это то, что Он нам говорит. Если вы хотите обрести свою жизнь, вы должны ее потерять. Если хотите жить, вы должны умереть. Если вы последуете за Мной, вы будете страдать, и единственный путь в вечную жизнь — это крест. Это серьезный приказ, и Он сказал: будьте Моими учениками и скажите всему миру об этом, приведите всех к Нам. Такой высокий приказ. Абсолютно невозможно к выполнению в безумии нашем.

Мы этого не делаем, мы лицемеры, все время идем на компромисс. У нас нет мира и у нас нет спасения. Мы обманываем себя, проигрываем, у нас нет мира, у нас нет любви, мы — беспорядок. Что мы собираемся с этим делать? Он говорит, если вы теплохладны, Я изблюю вас вон из Своих уст. Вы слышите эти вещи, когда вы читаете Евангелие, или вы просто проходите мимо?

На моем приходе был очень образованный человек, высокого уровня профессионал, он мне сказал: отец, ты меня достал. Я уже устал слышать о молитве, посте, благотворительности, покаянии — это для вас, монахов. Это не для нас. Мы должны жить в миру. Как бы вы жили в монастырях, если бы мы вас перестали поддерживать? Это не для нас, это для монахов. Я тогда ему сказал: тогда Царствие Небесное тоже для монахов, а все остальные планируют пойти в ад, и вы работаете над этим серьезно, чтобы это получилось.

Что Он нам предлагает? А то, что вы делаете — это жизнь? Это та жизнь, от которой мы наполняемся счастьем? Правит ли любовь каждым движением? Ваши дети счастливы? Они все ходят в храм? Ваш супруг вас любит, вы любите своего супруга, вы никогда не деретесь, вы служите бедным, у вас нет никаких земных царств, вы не осуждаете, вы не тщеславны, вы не желаете материального?

Помните Питулу Кларк? Может быть, вы слишком молодые, в советские времена вы не слышали английскую музыку. Питула Кларк — это английская певица, которая пела: о чем это — рай? Я пошутил, песня глупая, но лирика смысл несет — о чем это? Что вы делаете, как вы живете, говорит о том, во что вы веруете. Не то, что вы говорите, а то, что делаете. То, как вы живете, говорит кто вы. Кто вы?

Господь Бог говорит: забудьте об этом мусоре, вы все умрете в любом случае. Он говорит: Я — жизнь, Я — путь, Я — правда. Он говорит: у Меня есть правда, Я знаю правду. Он говорит: Я — есть правда. Он не говорит, что много путей к Богу, Он говорит, Я — путь. И Я — жизнь. Вы верите этому? Конечно, нет. Вы не можете, вы не можете верить и жить так, как вы живете.

Что мы собираемся делать? Бедная дочка в воскресенье в церкви ничего не увидит, все убегут отсюда. Господь Бог ожидает никак не меньше от вас, чем Он дал уже вам. Что Он вам дал? Себя. Он дал Себя. Всего Себя, каждую частицу Своей жизни — вам. Что мы даем Ему? Головную боль, проблемы, лень, гнев. Как мы собираемся следовать за Ним? Что мы должны делать? Ученичество или апостольство. Он нас называет учениками. Мы призваны идти так, как Он шел. Делать так, как Он делал, жить, как Он жил.

И что Он говорит Своим ученикам? Я пришел не исполнить Свою волю, а исполнить волю Пославшего меня. Кто из нас здесь может сказать: я здесь не для того, чтобы исполнить собственную волю. Моя воля не важна, только воля Божья. Отцы говорят нам, что послушание — это единственная настоящая свобода. Без послушания вы — рабы. И чьи вы рабы? Самого большого монстра нашего бытия. Кто самый большой монстр нашего бытия? — вы. Никто не делал вам больнее, не обманывал вас более, никто вам не наносил раны более, чем вы. Но Господь Бог обещает выход, Он обещает жизнь, надежду среди уныния. И как её достичь? Приходи и следуй за Ним.

Когда Ему сказали: Господи, я только что корову купил, землю купил, я только что в брак вступил, мне нужно похоронить мертвых, — Он сказал: оставь мертвым погребать своих мертвых, для них уже закончено. Иди или приноси их с собой. Он не бежал за ними и не говорил: пожалуйста, придите. Он предложил один раз. Я знаю, что это звучит волнующе. Как мы на это ответим? Есть ли какой-то смысл, как мы отвечаем?

Он сказал: Мои ученики — это не те, кто говорит «Господи, Господи», это те, кто сохранили Мои заповеди. Какая самая величайшая из заповедей? Люби Господа всем своим сердцем, всей своей душою, помышлением, силою. Звучит так, как будто мы говорим о себе. Я люблю себя всем своим сердцем — это не звучит так, как будто мы говорим о Боге. И люби ближнего, как самого себя. Как мы сможем это сделать? Есть единственный путь. Мы должны сделать это по послушанию, в Церкви, живя в общинах, любя друг друга, служа друг другу, становясь учениками Христовыми, делая то, что Он делал. Становясь смиренными.

Бедные в вас не нуждаются, вы нуждаетесь в бедных, потому что без бедных кого вы будете любить? Больные не нуждаются, они все равно умрут, вы нуждаетесь в тех, кому вы собираетесь помогать. Они все для вас, чтобы вы их спасали, их любили. Христианский призыв — это не быть любимым, а любить. Найдёте ли вы в Евангелии место, где Иисус Христос говорит: ты должен любить себя? Нет, Он говорит: вы должны любить врагов, ближнего, любить каждого.

Ответ — реализация жизни — это Любовь. Вас уже любят, у вас есть вся любовь, которая требуется, гораздо больше, чем какое-то живое существо может вам дать, она он Бога. Он любит, поэтому вы существуете, вы наполнены этой любовью. Вы должны ее отдавать. Это тишина перед бурей? Я думаю, это достаточно большая бомба, сброшенная на вас. И может быть, с этого начнем обсуждение?

— Что значит смирение?
— Позвольте мне вам объяснить на примере. Я ненавидел математику, физику и химию, когда учился в школе. Я ходил в католическую школу, я помню священника, который это преподавал. Отец Келли нам преподавал химию. Я ему говорю: отец, для чего я должен это учить? Господь уже в этом разобрался, зачем мне? Он говорит мне: делай. Я никак не мог решить уравнение, и сидевший рядом подсказал мне решение. Я не стал подниматься и говорить, что решил. Благодарность товарищу уничтожила гордость и дала мне смирение.

Кому мы должны быть благодарны? Богу. Мы не сделали себя, Он сделал нас. Вы встали сегодня утром, потому что Господь дал нам жизнь, а не потому, что вы сделали это сами. Мы не должны платить Ему гордостью, мы должны быть Ему благодарны. Мы должны знать, откуда вещи приходят. Смирение — это распознание правды и уважение ее.

Кто источник всех вещей? Не я. Господь. Я имею интеллект, мне Господь Бог это дал. Вы должны говорить спасибо за то, кто вы, благодарить за все. Все это приходит от Бога. Поэтому мы благодарны Богу, мы не раздуваемся от гордости, мы смиренные, а смирение — это сила. Это не слабость. Потому что вы знаете правду. Какой-то глупец ходит в спортзал, накачивает свои мышцы, думает, что никто ему не сможет повредить — но кто-нибудь его бьёт, и он лежит на земле. Он посрамлен, потому что он был глуп и не был смиренен.

— Где грань между малодушием и смирением?
— Вы говорите о малодушии и трусости, гордость — это примерно то же самое. Единственная причина, по которой ты трус — ты имеешь неправильное понимание себя, ты боишься некоторых вещей, ты не хотел бы быть осрамленным. Это все происходит от гордости. Некоторые люди бывают скромны, они не хотят говорить, потому что они беспокоятся от того, что о них подумают люди, как к ним будут относиться. Это не смирение, это гордость.

Когда ориентиром всего, что вы делаете, становится то, как это повлияет на вас, это гордость. Потому что жизнь — это не обо мне, жизнь — это о вас. Ориентиром моей жизни не могу быть я, потому что я не даю себе жизнь, Господь дает мне жизнь, Он — ориентир.

Когда ты любишь себя, ты себя убиваешь, ты себя искажаешь. Если бы я вызвал кого-то из вас сюда, поставил бы здесь прямо перед всеми и попросил бы Савватия, чтобы он записочку написал на бумажке и незаметно эту записку приклеил к вашей спине, я бы попросил вас: опишите мне, как вы выглядите от головы до самых ног, а никто бы даже не знал, что Савватий эту бумажку там приклеил, потому что вы не можете видеть, что вам невидимо. Вы не можете знать себя без Бога. Вы не можете знать себя без других. Вы только можете знать часть себя, которую вы видите. Но вы больше того, что вы видите. Многие из вас некоторые вещи не могут видеть без другого человека или без какого-то предмета.

Когда я учился в пятом классе, у нас была девочка, достаточно тщеславная. Она однажды встала утром и обнаружила, что её волосы свалялись. Она решила, что ножницы ей помогут, подправила причёску, но после этого не пошла в школу: боялась, что люди скажут, что она выглядит глупо. А ей отец сказал: ты в школу идешь, твои волосы не научатся, а мозги научатся. Ты уже дурочка, и все это знают, сейчас иди в школу и учись, как не быть дурочкой.

Она поплакала целый день. Она сидела в школе с шарфом на голове и плакала. Сегодня нам бы сказали, что это родительская жестокость, потому что мы должны были сказать дочери: ты прекрасна, не делай того, что ты не хочешь. Чтобы вы залечили ее раны, чтобы она была более тщеславна, чем она была до этого...

— Почему только в православии звучат слова, что только мы спасемся, неужели остальные попадут в ад? Я путешествую, вижу прекрасных и чистых детей Японии, вижу стариков, уходящих из жизни в любви и кругу семьи, вижу буддистов и индуистов, религии которых гораздо древнее, они несут их из поколения в поколение, неужели они попадут в ад, а мы самые правильные?

— Как вы думаете, только православные христиане попадают в рай? Церковь не говорит этого. Мы, как православные христиане, веруем, что наша вера была для нас открыта не нашими мозгами, не нашим умом, а Богом через Иисуса Христа. Мы веруем, что она была дана нам Богом чтобы спасаться, чтобы найти путь к Отцу. Господь Бог желает, чтобы все люди отвернулись от греха и были спасены.

Мы теперь знаем, что Господь Бог хочет, давайте сделаем следующий шаг. Именно Бог спасает нас, не мы. Если человек, не зная Бога, живёт праведно, он идёт к цели. Но если вы слышали, что Господь Бог вам предлагает, но говорите: нет, спасибо, я сделаю сам, Ты мне не нужен,-то у вас будут проблемы. Мы не говорим, что те люди, которые находятся в Церкви, не идут в ад. Мы говорим: единственное верное средство спасения — это православная вера.

Церковь — это определенное место спасения, но просто нахождение в ней не работает. Меня это расстраивает, но думаю, что это правда, что будет больше, чем один из нас, кто не увидит Царствия Божьего. Печально. Печально то, что мы не говорим «да» Богу, мы говорим «да» своим слабостям, любви к удовольствию, гордости — и теряем все.

Что касается людей, которые о Боге не слышали — Господь милосерд, он не спрашивает с людей того, чего они не знали. Есть такой анекдот. Христианин умер и попал в райские обители. Его приветствовал апостол Петр и сказал: проходи, я тебе покажу райский сад. Они проходят и видят большое здание, слышат много-много шума из этого здания. Христианин спрашивает, что там происходит, а апостол отвечает, что там пятидесятники пляшут. — О, пятидесятники, не знал, что они могут в рай попасть. — Они любили Бога и они здесь. — А это что за здание? Большая церковь, колокола звонят. — А там католики. — А что, они тоже в раю? — Да. А потом христианин увидел огромную стену и спрашивает, а что с другой стороны стены? — Православные. Они думаю, что они туда одни попали.

Только Господь Бог знает сердце человека, никто другой. Мы знаем только, что мы должны сделать здесь. Мы должны быть верными Церкви, но мы не судим никого, мы любим каждого, и мы желаем, чтобы каждый встретил Бога. Я вам гарантирую, что Церковь православная будет заполнена, если мы научимся любить и не судить никого. Мы не сможем достаточно церквей построить, чтобы каждого туда привести, как сказал Иисус Христос. Просто любите всех, и тогда все будет в порядке.

— Сейчас появилась в православной церкви идея, особенно среди молодых людей, что мы должны все дружно собираться и нести идею, миссию в общество, к невоцерковленным людям. И я вот хотел узнать, лежит ли на православном христианине такая обязанность? Речь идет как о тех, кто просто ходит в храм, так и о тех, кто несет служение в церкви.

— Евангелие и великое поручение Господа Иисуса Христа было идти и научить все народы, крестить их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Это было сказано апостолам, они дали поручение своим ученикам. Каждый, кто принял крещение, тоже обязан учить Евангелию везде, каждого, во все времена, в каждом месте, но не словами, а примером. Мы должны прежде проживать его, а потом уже учить ему.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция