Предлагаем вашему вниманию перевод на русский язык и пояснения к отрывкам из Священного Писания, которые читаются в храме в праздник Сретения Господня.
Паремии — это отрывки из книг Ветхого Завета. Предложенные три отрывка положено читать на праздник Сретения потому, что Сретение было исполнением Пресвятой Богородицей заповедей Божиих. Хотя Она могла считать Себя свободной от жертвы и выкупа (положено было вносить 5 сиклей за младенца), но Она никого не хотела смущать неисполнением закона, как не хотела и тайну рождения Сына делать достоянием толпы. Для Богомладенца исполнение закона было явлением послушания Богу Отцу, о котором Он позже говорил, что пришел не отменить закон, но исполнить.
Книга Исход
И в тот же самый день Господь вывел из Египта сынов Израилевых — построенных, словно войско. Господь сказал Моисею: Посвящайте Мне всех первенцев, какие родятся у сынов Израилевых, — первый плод материнского чрева — и первенцев людей, и первенцев скота. Они принадлежат Мне.
И сказал Моисей народу: Помните этот день, в который могучая рука Господа вывела вас из Египта, из неволи. Не ешьте в этот день дрожжевого хлеба. Выполняйте это предписание из года в год, в назначенное время. Когда Господь приведёт тебя в землю ханаанеев — ибо Он поклялся тебе и твоим праотцам, что отдаст тебе эту землю, — тогда ты должен будешь отдавать Ему всех первенцев. Все первенцы твоего скота, если они мужского пола, принадлежат Господу.
Когда в будущем спросит у тебя сын: «Что это значит?» — отвечай ему так: «Господь могучей рукою вывел нас из египетской неволи. Когда фараон упорствовал и не отпускал нас, то Господь убил всех первенцев в Египте, и у людей и у скота. Вот почему всех первенцев мужского пола я приношу в жертву Господу, а за своих первенцев отдаю выкуп». Это должно быть для тебя как знак на руке, как повязка на лбу, ибо Господь Своей могучей рукой вывел нас из Египта. Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих.
И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнёт и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания её очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения её. По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит её священник, и она будет чиста.
После сего войдут левиты служить скинии собрания, когда ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их; ибо они отданы Мне из сынов Израилевых: вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе; ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе и взял левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых.
Освятить первенца в каждой израильской семье повелел Бог для того, чтобы из рода в род хранилась и передавалась благодарная память о том, как чудесно освободил Господь Свой народ из египетского плена. Освятить или посвятить первенца Богу означало определить сына в служение Богу при святилище. Моисей должен был объявить об этом Народу и убедить всех хранить, исполнять как закон Божий.
Почему Бог настаивает на этом через Моисея? Чтобы воспитать в людях благодарность Богу, чтобы все умели ценить свободу как дар Божий, чтобы со временем не стушевалось личное участие Бога в судьбах Своего народа. Просто так египтяне не отпустили бы евреев, которые были для них дешёвой рабочей силой. Закон этот вступал в силу со времени поселения в земле обетованной. Когда все ещё были в пути, в пустыне, среди беспокойства многолетних скитаний, это было трудно исполнить, потому и определено точное время — когда все соберутся в Ханаане.
Закон о посвящении первенцев Богу каждый отец должен был уметь объяснить сыну, рассказав о притеснениях, которые народ терпел в плену, о тех казнях, которые допустил Бог, чтобы сердце фараона смягчилось, но он только ожесточался больше. Наконец Бог послал Ангела, который поразил всех первенцев в Египте, и в семьях, и среди скота. Пощадил Ангел лишь евреев, которые должны были отметить свои жилища кровью пасхального агнца. Египтяне так поражены были этой казнью, что постарались поскорее отделаться от этого народа, отпуская их из своей страны (а их было уже 600 тысяч).
В знак того, что первенцы евреев остались целы, посвящался Богу первенец каждой семьи и среди скота первенец приносился в жертву. За первенцев из нечистых животных, которых нельзя было приносить в жертву (коней, ослов, верблюдов), полагался выкуп. Выкуп положен был и за первенца, так как вскоре (когда устроена была скиния) служение первенцев заменилось служением левитов, на содержание которых шли средства и от первенцев.
Моисей подтверждает необходимость соблюдать закон обрезания для освящения способности к деторождению.
Здесь же определяется и время, необходимое для матери новорождённого, чтобы окрепнуть и прийти в храм для очищения. После установленных дней она приносила жертву. Что свидетельствовала эта жертва? Во-первых, благодарность Богу за благополучное рождение младенца, за избавление от смертельной опасности при родах. Во-вторых, выражение преданности Господу. В-третьих, сознание виновности в грехах вольных (ропот на Бога в трудных условиях, нетерпение, возмущение) и невольных (о которых Давид говорил: «во гресех роди мя мати моя», имея в виду то, что мы называем грехом прародителей). Здесь же определяется и размер жертвы. Кто мог, приносил агнца и голубя, кто не мог по бедности, приносил два голубя или горлиц.
Книга пророка Исайи
В год смерти царя Озии я видел Господа — Он сидел на высоком, вознесённом престоле. Края Его ризы распростёрлись по всему Храму. Парили над Ним серафимы, у которых было по шесть крыльев: двумя каждый прикрывал лицо, двумя — ноги, а на двух крыльях летал. И взывали они друг к другу, возглашая: Свят, свят, свят Господь Воинств! Вся земля полна славы Его! От их голоса сотрясались основания врат. Храм был полон дыма. И я сказал: Горе мне, я погиб! Ведь я человек с нечистыми устами, живу средь народа, чьи уста нечисты. И я вижу Царя, Господа Воинств!
Один из серафимов подлетел ко мне, держа щипцами горящий уголь — он взял его с жертвенника. Он прикоснулся этим углём к моим устам и сказал: С этим прикосновеньем заглажена твоя вина, прощён твой грех. И услышал я голос Господа: Кого Мне отправить? Кто будет Нашим посланцем? Я сказал: Вот я, отправь меня!
Тогда Он произнёс: Иди и скажи этому народу: «Слушайте, слушайте — и не понимайте! Глядите, глядите — и не разумейте!» Помрачи ум этого народа, сделай так, чтобы они стали туги на ухо, а глаза их незрячими стали бы — чтобы их глаза не могли видеть, уши — слышать, ум — разуметь, чтобы они не обратились, не исцелились. Я спросил: Надолго ли это, Господь? Он ответил: Пока города не останутся без жителей, пока не станут дома безлюдны, а земля не придёт в запустение. Господь изгонит людей, и великое опустошенье воцарится на этой земле.
Здесь повествуется о видении пророка Исайи, через которое он был призван к пророческому служению. Видел он Господа, видимо, в состоянии пророческого исступления. Видел храм, не очень чётко различая, в Иерусалиме или на небесах, Бога в человеческом образе как Судию и Царя в великой славе. «Слава» представлялась в виде светящегося облака, наполняющего обычно Святое Святых. Здесь весь храм стал святилищем, как бы превратившись в Святое Святых.
Явление Бога в виде человека знаменовало явление Сына Божия, Которому ещё предстояло родиться на земле. Окружающие престол Царя Серафимы, поющие антифоны, то есть на два хора, «Свят, Свят, Свят Господь... », свидетельствуют о том, что таинство Святой Троицы не было скрыто от избранных. Так и пророку Исайи сказано: «Во всякой скорби их Он (Господь) не оставлял их, и Ангел лица Его (Сын Божий) спасал их... они (израильтяне) возмутились и огорчили Святаго Духа Его». От пения Серафимов готов был разрушиться храм, то есть заколебались стены его, и дым (от кадил) умерил для смертного блеск сияния славы Божией.
Исайя в трепете подумал о своём окаянстве и тут же пожалел, что не смеет нечистыми устами вместе с Серафимами славить Господа. Господь послал одного из них к Исайи, и Серафим коснулся горящим углём уст его. Это — прообраз благодати Божией, исцеляющей человека от всякой нечистоты. Исайя уже не думает о своём окаянстве, он готов что-то сделать для Господа, и когда слышит вопрос, кого послать к людям, тут же откликается: «Вот я, пошли меня!» Господь говорит ему о печальном состоянии народа. Он смотрит и не видит, слышит и не понимает, что Господь вразумляет его. Причина равнодушия, огрубения сердца — самолюбие и пристрастие к чувственным удовольствиям. Исайя послан обличать их.
Вразумления пророка только озлобляют народ. Исайя восклицает: «До каких же пор будет продолжаться это ослепление и ожесточение?» И в ответ слышит: до тех пор, пока не опустошатся от неприятелей города, не превратится земля в пустыню. Что же, этим всё кончится? Нет. Многие погибнут, но те, что уцелеют в плену, со временем рассеются в разных местах, и «умножатся оставшиеся на земле».
Это пророчество полностью исполнилось. Бедствия обрушились на иудеев, особенно после нашествия вавилонян и римлян. Города разрушили, жителей побили, оставшихся переселили в другие страны. Апостол Павел говорит, что щадит Бог и ослеплённых неверием иудеев до тех пор, пока не войдут в Церковь Христову все язычники. Тогда присоединится к ним и Израиль, чтобы стало едино стадо и един Пастырь (Ин 10:16).
Эту паремию читают на Сретение потому, что в лице явившегося Исайе Бога Церковь видит Господа Иисуса Христа, Который, как на престоле, на руках Богоматери. Как горящий уголь из видения Исайи, воспринял старец Симеон Богомладенца, и как тот же Исайя, старец прозрел в Младенце Господа. Эти сравнения отражены в каноне.
Книга пророка Исайи
Вот, Господь восседит на облаке лёгком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нём. И дух Египта изнеможет в нём, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф. И истощатся воды в море и река иссякнет и высохнет. Где они? где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе; пусть узнают, что Господь Саваоф определил о Египте.
В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них. В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов её. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлёт им спасителя и заступника, и избавит их. И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят.
Здесь предсказание о тех бедствиях, которые грозят Египту, и о будущем обращении египтян к Господу. Как лёгкое облако, гонимое ветром, явится Господь в Египет, и выражением этого явления будут беды.
Первая беда — междоусобная война. Все взбунтуются, разделится единое государство на 12 маленьких княжеств, каждое из которых будет стремиться подчинить себе соседнее. Все придут в замешательство, не зная, как спасти положение. Общее смущение вызовет особый интерес к чародеям, гадалкам (это в паремию не вошло, но можно понять, что выражает их «смятение духа»). Наконец, один из царей станет единодержавным и жестоким поработителем прочих. К бедствиям народа прибавится и обмеление Нила. Придётся пить воду из рукавов Нила, где она уже смешивается с морской, горькой и неприятной на вкус.
От всех этих бедствий избавиться не помогут никакие знания, которыми славился Египет. Признавшись в том, что нет своих человеческих сил избежать бедствия, египтяне волей-неволей согласятся с мыслью, что это всё — наказание им от Бога. От такого признания страх и трепет пронзят их, и от страха постепенно они обратятся к истинному Богу, отказавшись от идолослужения. Придет время, и на месте капищ будут храмы Господу. Истинное богопочитание начнётся с того момента, когда Бог пошлёт как знамение спасение Человека, Который спасёт их. Этим Человеком был Господь.
Пророк Исайя, кроме общих слов о спасении Египта, отмечал и такую особенность египетских христиан: среди них будут те, кто «обещают обеты Господеви и воздадят». Как известно, в Египте с четвёртого века тысячами жили монахи. Эти строки читаются в праздник Сретения потому, что вскоре после посещения храма в Иерусалиме Св. Семейству пришлось бежать в Египет. Как облако, занесённое ветром, в спешке явился Богомладенец в Египет, спасаясь от зверства Ирода.
Древнее предание говорит, что там, где останавливались Богомладенец с Матерью и Иосифом, падали идолы, разрушались капища. Господь стал для египтян провозвещенным Человеком как знамение близкого уже спасения. Проповедь апостолов приближала его, а подвиги монахов удостоверяли, что «ведом будет Господь египтяном».
Евангельское чтение
Приведенное евангельское зачало читается на литургии. На утрени читается его фрагмент, повествующий о праведном Симеоне и его встрече со Христом. Евангелие от Луки, 7 зачало, глава 2, стихи 22-40:
Когда пришло им время совершить обряд очищения, предписанный Законом Моисея, родители принесли младенца в Иерусалим, чтобы посвятить Его Господу, потому что в Законе Господнем сказано: «Всякий первенец мужского пола должен быть посвящён Господу», а также для того, чтобы принести жертву — «пару горлиц или двух молодых голубей», как предписывал Закон Господень.
Был в то время в Иерусалиме человек по имени Симеон, и человек этот был праведный и благочестивый, ждущий спасения для Израиля, и был на нём Дух Святой. Симеону было предсказано Духом Святым, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит обещанного Помазанника Господня. Побуждаемый Духом, он пришёл в Храм, и, когда родители принесли туда младенца Иисуса, чтобы исполнить по отношению к нему то, что велит Закон, Симеон взял Его на руки и возблагодарил Бога: — Теперь Ты отпускаешь с миром слугу Своего, Владыка, ибо Ты исполнил Своё слово: глаза мои увидели Того, кого Ты предназначил быть Спасителем для всех народов, — Он — Свет, который озарит язычников, и Слава народа Твоего Израиля.
И отец ребёнка, и мать Его с изумлением слушали то, что Симеон говорил об Иисусе. Симеон благословил их, а Мариам, Его матери, сказал: — Вот лежит тот, из-за которого многие в Израиле падут и многие встанут (и твою душу тоже меч рассечёт). Он станет знаком Божьим, против которого восстанут многие и тем откроют свои тайные помыслы.
И была там пророчица Анна, дочь Фануила, из племени Ашера. Она была очень старая. Прожив после замужества семь лет с мужем, она овдовела и была вдовой уже восемьдесят четыре года. Она никогда не покидала Храма, день и ночь служа Богу постом и молитвой. В это время она тоже подошла к ним и благодарила Бога. И всем, кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала о младенце. Исполнив всё, что велел Закон Господень, они вернулись в Галилею, в свой город Назарет. Ребёнок рос, набирался силы и мудрости. На Нём было Божье благословение.
Праздник Сретения Господня — встреча, для которой предназначен человек. С самого начала нам открывается чудо этой встречи. Старец Симеон, как сказано, «был муж праведный и благочестивый». Он был праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно идет с другим, и ничто не может быть за счёт другого. Он «чаял утехи Израилевой» — жил ожиданием утешения Израиля, то есть, пришествия Мессии. И ему было обещано Духом Святым не увидеть смерти до тех пор, пока он не встретит Бога Живого, Христа Господня. Нам открывается, для чего даётся нам жизнь, что такое старость, и что такое смерть.
Человек, не знающий Бога, боится всего этого. Молодость кажется ему единственным временем, когда можно быть счастливым, наслаждаться всеми радостями жизни. Но по мере того, как приближается старость, по мере того, как оставляют его силы, слабеют способности, приближается смерть, человек не может испытывать ничего, кроме растерянности, уныния, и страха. «Не остави мене во время старости, внегда оскудевати духу моему» (Пс. 70:9).
Но слово Божие говорит нам о том, что если внешний наш человек стареет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4:16). Бывает красота и величие старости, преображённой близостью к Богу. И вот чудо — чем ближе человек к смерти, тем ближе он к Богу. И так он должен бы жить, так восходить в этой земной жизни к совершенной радости, преодолевая всё, даже само время, как старец Симеон, который не умирал, ожидая пришествие Христа. Так велика была его вера в то слово, которое он прочитал в Священном Писании: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил» (Ис. 7:14).
Это было за двести семьдесят лет до его встречи с Господом. Не удивляйтесь, что он достиг такого возраста. Адам жил девятьсот тридцать лет. Раньше люди жили долго, они вообще были призваны не умирать. Но после того как человек отпал от Бога, всё изменилось. Хотя он не потерял ещё связь с Богом настолько, насколько это произошло потом, когда Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. 6:3).
Бог положил предел физическому существованию рода человеческого в потопе. После потопа было дано новое благословение человеку, и новый его возраст — «семьдесят лет, если в силах восемьдесят» (Пс. 89:10), с тем чтобы человек памятью о смерти, а значит, и об утрате Бога, мог скорее прийти к покаянию. Какое чудо произошло со старцем Симеоном? Господь, когда люди уже не жили так долго, как бы вернул его к прежним древним временам, продлив его возраст. Его ожидание было благословенным и блаженным. Его долголетие, его старость была осмысленной, исполненной высшего значения.
Каждый человек Божий и весь народ Божий должны ждать утешения от своего Господа. И этого стоит ждать, сколько бы времени ни прошло. Единственный смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы встретить Христа на земле. Если человек Его не встретит здесь, то, может быть, он не встретит Его и в вечности. Вернее, встретит для того, чтобы навсегда быть разлучённым с Ним, и навсегда разлучённым от других людей. Ад — там, где нет Сретения с Господом.
Но эту встречу Господь даёт не так, как мы её хотим, а так, как Господь видит, как Он благоволит. Преподобный Силуан Афонский говорит о даре, которого сподобил его Господь — встретить Живого Воскресшего Христа, увидеть Его телесными очами. Очень многим даётся увидеть Христа, и вся Церковь за каждой воскресной Всенощной исповедует: «Воскресение Христово видевше». Это не значит, что мы видели, как преподобный Силуан, Живого Воскресшего Христа телесными очами. Но нам в Духе Святом дано было узнать, что есть Бог, что Он любит человека, что всякое слово Писания, которое о Нём возвещает, всё, что говорит о Нём Святая Церковь, есть истина. И это открывается нам в благодати, в видении Христова Воскресения.
Но если кого-то не сподобляет Господь этой встречи, он должен ждать. И должен учиться быть праведным и благочестивым. Сколько бы времени ни прошло, преодолевать все скорби, все испытания этим святым ожиданием, этой верою, что Господь никогда не обманет. Никто из людей, поверивших обещанию слова Божия, не был посрамлён в своей надежде. Господь исполняет всё и даёт безконечно больше, чем мы ожидаем принять от Него: «Око не видело, и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).
Этот праздник — о том, что человеку, который встретил Бога, не страшно встретить смерть. Никто не имеет мужества встать перед лицом смерти, если он раньше не встретит в своей жизни Христа. Все боятся смерти. Закрывают нарочно глаза на неё, как будто бы её нет. Самое страшное, что есть — смерть. Диавол терроризирует весь род человеческий страхом смерти и подчиняет своей воле. Никто не может избежать этого страха, особенно потому, что он связан с нашими грехами. Святые отцы говорят, что когда мы умираем, когда душа наша разлучается с телом, мы испытываем страх, потому что у нас есть нераскаянные грехи. Это главная причина, почему человек боится смерти, сознаёт он это или не сознаёт. Потому что через эти грехи бесы имеют власть над человеком, имеют доступ к нему.
«Смерть грешника люта», а кончина праведника — благословенна, трижды благословенна. Святой праведный Симеон не просто не боится смерти, не просто со смирением принимает смерть — он благословляет её, для него это радостный час. Самый радостный час, какой только был у него когда-либо. Он видит свет, он видит радость той жизни, которая принадлежит Богу, и которую Бог уготовал для него и для всех людей. И он касается этой жизни, он хочет скорей в неё вступить. «Смерть для меня — приобретение», — говорит апостол Павел (Флп. 1:21), исповедуя веру всех, кто знает, что значит встретить Христа.
Праведный Симеон благодарит Бога за то, что Он сподобляет его этого дара, который является высшею радостью, открывающейся за её пределами. Всем своим существом он устремляется туда, где Христос, вечно Живой, Победитель смерти. И мы видим, что свет Воскресения Христова уже приоткрывается святому праведному Симеону, когда он принимает на свои руки Богомладенца Христа.
Это происходит в храме Божием. Он приходит туда по внушению Духа Святого в тот час, когда Пречистая Божия Матерь и святой праведный Иосиф Обручник совершали там положенное по ветхозаветному Закону. И святая Церковь говорит нам: кто хочет увидеть Христа, тот пусть приходит в храм Божий — там Господь и Божия Матерь встретят его. Чтобы сподобиться нам этой встречи, мы должны неотступно исполнять всё, что заповедует нам Христос, в том числе в отношении храма Божия. И кому будет дана благодатная встреча в храме, тот будет со всех ног бежать на каждое богослужение. Он узнает, что нет другого такого места на земле, где эта радость может быть нам столь щедро дана.
Мы празднуем сегодня встречу с Господом, победу над страхом смерти. И благодарим Господа за то, что Он, Солнце правды, пришёл в мір, чтобы осветить всех, во тьме и тени смертней сидящих. Чтобы всем было даровано спасение, всему Израилю, «который не по плоти, а по духу» (Рим. 2:28–29). Чтобы всем подлинным чадам Божиим, любящим Бога, была дана эта слава Господня — и здесь, на земле, и в безмерной вечности.
Схиархимандрит Серафим (Тяпочкин)
http://gorlovka-eparhia.com.ua/sretenie-gospodne-v-vethom-i-novom-zavete/