Бог многочасно и многообразно, древле говоривый во пророках, на последок времен заговорил, сказал Себя в Сыне Своем Им же и веки сотворил.
Поначалу Бог явил Себя ангелам, и они, познав Духом Спасителя мира, воспели гимн: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Поначалу Бог явил Себя миру в очень небольшом масштабе. Если не считать Святого Семейства, Он явил Себя безвестным пастухам, которые в окрестностях Вифлеема в ночное время несли свою стражу. Это был знак, символ слов Спасителя. Он явил Себя в мире, показал Себя ангелам, верой должен быть принят человечеством. Первые кто принял Его верою, были пастухи. Они не усомнились и нашли эту пещеру, движимые Духом, и там Духом увидели и познали Спасителя.
Бог явил Себя миру Сыном Своим. Сын во всем послушный Отцу, святой и праведный слуга Своего Отца, как человек, исполняет во всем закон. Через 40 дней Он должен быть принесен в храм, чтобы как первенец быть представлен Богу, и за Него должны быть принесены обычные дары. И снова перед нами явление чуда, о котором сказано: Бог принят будет миром верою.
Движимый Духом Святым древний праведник Симеон, которому было сказано, что он встретит Господа, был, однако из тех, кто шел верою трудным путем. Даже можно сказать так, что он был из тех, кто запнулся в вере, ибо известно из предания, что он не поверил словам пророка Исаии, о том что Дева примет во чреве и родит Сына, и подумал, что наверное тут ошибка – женщина родит как и положено. И вот ему было сказано, что он увидит, как силен Господь, исполнив всякое Свое слово, и что это будет знамением для него и для всего Израиля. Дева принесет ему Младенца, и он познает Его верою.
И действительно, Духом Святым, не зная, как и зачем он входит в храм в тот самый день, в тот самый час, когда по закону приносится туда Богомладенец Святым Семейством – Иосифом праведным, мнимым отцом Господа, и Матерью Его, Ее же память мы ныне совершаем. И вот представьте, верою он это чувствует, чует. Ведь не было ему ни дня, ни часа возвещено. Пришли неизвестные ему люди, принесли неизвестного ему младенца, о котором он не спросил ничего, никаких документов, никаких удостоверений. И он с дерзновением веры принимает Его на святые объятия и произносит свой гимн: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». На земле мир. «Еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей Твоих, Израиле».
В одном этом гимне он высказал все, видя перед собой как бы простого младенца, без вся-ких иных знамений. Верой он принял Господа, принял Его как Свет, принял Его, как конец последних времен и начло новой эры, потому что это Свет во откровение языков. Все народы, весь мир будет призван, уверовав во Христа, взять славу сынов Божиих. И это и есть откровение языков. Среди каждого народа явится племя, которое будет нести вот это Божественное послушание вере, как это должно быть от праведника.
Поэтому это мы сегодня и слышали пророчество Исаино, о том что именно в Египте будут стоять престолы. И будут там давать обеты Господу, и оттуда, из этой тьмы (Египет – это от символ греховной тьмы и царства смертоносного) там воссияет также Свет Христов, свет во откровение языков.
Также и появилась в этом святом храме Духом Святым старица Анна, дщерь Фануилова. Она была тоже из лучших дочерей Израиля, потому что она, овдовев очень рано не пошла привычным в то время путем, то есть она имела право снова быть замужем. Она не стала этого делать. А это уже веяние нового времени. Девство, это начало новой эры – эры Нового Завета. Девство и первенство по роду здесь сомкнулись. Это очень важное и глубокое умозрение. Но сейчас, конечно же, мы его раскрывать не будем.
Встреча Ветхого и Нового Завета состоялась. Свет воссиял. Старец Симеон исходит, но не в смерть, не прилагается праотцам, он исходит, чтобы праздновать вечность. Он уже видит теми же очами веры наше воскресение, за то время, а это уже не обычное время человеческое жизни он уверовал сначала с сомнением, а потом его вера незаметно незримо, я хотел бы, чтобы мы это почувствовали, умножалась, ибо в вере есть свой возраст. Искушение веры, которое он признал и которое он воспринял сначала в свою жизнь, было подобно искушению в вере, которое уже в Новом Завете перенесет апостол Фома. Это тоже для откровения языков, но уже более широкое, потому что не во всех вера сразу крепнет, не во всех вера становится зрячей, и не во всех вера становится деятельной и мужественной до самопожертвования. Вот поэтому запинание в вере – это есть тоже путь, открытый здесь.
И последнее, чтобы хотелось в этот день отметить для наших сердец. Первенец во всем, Христос, входит в дом Своего Отца. Это очерк всего Его пути, это очерк или траектория пути всякого Божьего сына, который из рода своего бывает первенцем. Это Церковь Христова – первенец из всего человеческого рода. Что сие значит? В двух словах. Это значит, что Он отвергнет, прежде чем в разум Он это возьмет, пророк об этом скажет: отвергнет лукавое и изберет правое. Все что Ему предложено будет: богатство этого мира, Он отвергнет, но без зависти, без колебания, без хуления. Отвергнет потому, что Он зрит на путь Христа, который видел во всем славу Отца и слышал Отца. И только слыша деяния Отца, слыша как Он делает, видя как Он делает, делал и Сам. Без этого Он не произносил ни слова, не делал никакого движения и никакого решения не принимал.
Это есть наш путь. Мы с вами первенцы во всем, не будем человекоугодниками, не будем вялыми в своей вере, даже если нам кажется, что вокруг нет никакого просвета, что нет никакого движения к обещанному, к лучшему. Мы должны взирать на первенца во всем, нашего Господа Иисуса Христа, и верного Ему праведного Симеона, который показал, что вера возрастает до неограниченных пределов. И сейчас, в вечности, это их праздник. Будем и мы верны во всем Господу.
Аминь.
протоиерей Алексий Сысоев