Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие о Господе отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником и желаю в этот святой день укрепления душевных и телесных сил, благодатной помощи Божией во всех ваших трудах и заботах!
В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Симеон Богоприимец, взяв на свои руки Богомладенца, сказал пророческие слова, обращенные к Приснодеве Марии: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34–35).
Святой Симеон предсказал страдания Спасителя, подвиг Его искупления всего рода человеческого. Он знал, что Матерь Божия — единственная, Кто останется вместе с Иоанном Богословом при Кресте Ее Божественного Сына. Страдания, переносимые Христом, переносила и Матерь Божия, как мать Его по плоти и крови. Все страдания Его в неизъяснимой, неимоверной степени пережила Пресвятая Богородица. Святые отцы иногда называют Матерь Божию первомученицей, потому что те страдания, ту сердечную боль и тоску, что пережила Она, стоя у Креста Сына, уподобляют Ее мучениченикам.
Исполнились при Кресте слова, сказанные святым Симеоном Богоприимцем, что «Тебе Самой оружие пройдет душу». Гвозди, копие, которыми мучили и убивали Спасителя, прошли через сердце Матери Божией. Симеон далее говорит, что «да откроются Тебе помышления многих сердец». Откроются именно Ей, как перенесшей неимоверные страдания у Креста, Ей, как человеку, все в этой жизни испытавшему и перенесшему, даже смерть единственного Сына — Безвинного, Безгрешного, для Которого сама смерть была неестественна, так как не было греха, способного породить смерть. Смерть такого Сына была в тысячи раз и непонятнее, и больнее, и скорбнее.
На Ее долю выпало пережить боль всего человечества. Именно потому Симеон Богоприимец сказал Ей, что «да откроются Тебе помышления многих сердец».
Вот почему все молитвенные воздыхания православной христианской души и в момент радости, и в момент скорби, и в момент тяжелых переживаний, и в момент сердечной туги видит Матерь Божия, знает и понимает, как никто другой. Скорбь каждого из нас открыта Матери Божией.
Преподобный Макарий Оптинский сказал, ссылаясь на святых отцов, что разум, рассуждение — есть порождение скорбей. Тот человек, который прошел скорбным путем, научился разбираться в этой жизни, видеть добро и зло, отличает Божие от неправедного
Он не станет теперь делать опрометчивых поступков, как умудренный опытом.
На водосвятном молебне мы читаем такие апостольские слова о Самом Христе: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). То есть, все в Своей жизни пережив, Он знает, как помочь людям, находящимся в том или ином обстоянии.
В сегодняшний праздник мы с радостью видим, как исполняется Промысл Божий о спасении рода человеческого. Нам надо почаще возвращаться умом своим к словам Божественного Писания: «и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим. 4, 21). Все обещанное, все заповеданное, все предрекаемое Богом на спасение нашей души, безусловно, исполнится. Это — дело времени.
Святой праведный Симеон со дня, когда он услышал обетование чрез Ангела — не умереть, не увидев Господа — прожил 360 лет. А кто из нас может сказать, что мы ждем изменения своих обстоятельств десять или двадцать лет. Кто из нас молится столь долго за своих родных и близких, пока далеких от веры? И это самая большая боль и главное переживание нашей жизни. Не так страшно, когда есть кто-то больной в доме, так как его страдания благотворно влияют на нашу душу, далекую от подвига молитвы, веры и поста, исполнения христовых заповедей — и спасают нас, при условии, что мы добросовестно ухаживаем и сопереживаем больному, терпеливо и любовно относимся к старой матери, отцу или другому родственнику. Если же у нас нет сердечной теплоты и любви, то за одно терпение и сдерживание себя человек, конечно же, от Бога, будет увенчан.
Однажды святые отцы рассуждали, кто больше пред Богом: пустынник, который день и ночь служит Богу, подвизаясь в суровом аскетическом подвиге, человек ли, безропотно несущий тяготы скорбей и болезней; или тот, кто бескорыстно, самоотверженно и с любовью ухаживает за больным? Одни отцы склонялись к тому, что выше один, другие — другой. И так как не могли отцы решить, то обратились к Богу с просьбой указать им, кто выше. После продолжительной молитвы услышали от Бога голос: «У всех у них одна награда». Равен пред Господом подвиг аскета — монаха и человека, делающего неприметный, неизвестный никому поступок, и тот, кто несет тяжелый, неприятный и даже противный труд. Но человек должен знать, делая это ради Бога, по заповеди — бескорыстно и с терпением, что душа его будет меняться и преображаться изнутри.
Святой Иоанн Лествичник указывает нам, что ухаживающий за больным научается милосердию и состраданию. У того, кто ухаживает за больным, угашается огонь плотского пристрастия, похоти, нечистых помыслов. Если человек, ухаживая за больным, видит каждодневно страдания тела, то ему уже не до пристрастий, не до мирских иллюзий и призрачных наслаждений.
Сегодняшний день напоминает нам об этом. Матерь Божия и святые угодники с долготерпением ожидали своего спасения, смиренно неся крест своей жизни, как праведный Симеон 270 лет ожидал встречи с Богом.
Если мы не всегда чувствуем нашу близость к Богу, если не всегда исполняются наши молитвы, не всегда зримым образом получаем подкрепление в виде благодатных сил, тишины, мира, спокойствия, доброты, внутренней расположенности к внимательной, смиренной и покаянной молитве по Святом Причащении,— ведь часто бывает, что какими мы подошли к Чаше, такими и отходим,— то из всего этого нельзя делать выводов, что Бог нас оставил, не слышит и далек нам.
Бывает, что в нашем уме рождаются хульные помыслы. В этом состоянии, которое мы называем «окамененной бесчувственностью» или унынием, мраком душевным, от нас требуется только одно — потерпеть и знать, что ты должен делать в духовном плане, ты будешь это делать несмотря ни на что, ни на самочувствие, ни на настроение, ни на наличие или отсутствие желания.
Каждый из нас в своей жизни должен исполнять свой христианский долг, а долг не всегда окрашен внутренними или внешними чувствами. Радость бывает только по началу или Господь за смирение дает некое постоянное ощущение духовной радости, уверенности, что Господь всегда рядом. Тогда человеку не важны внешние обстоятельства жизни, он всегда слышит и чувствует внутри: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). В состоянии холодности, бесчувственности очень важно иметь терпение. Задача врага рода человеческого — сначала ввести человека в скорбные обстоятельства, потом внутри этого состояния лишить человека терпения, упования на Бога, внутренней сердечной молитвы, которая могла бы в этих тесных обстоятельствах совершить то, что еще больше приведет к Богу. Так вот, нам надо приложить много труда и усилий, если же этого не будет, тогда скорбные обстоятельства сыграют свою роковую роль при условии, что человек не прибегает к молитвам, не прибегает к Таинству Причащения, а ищет внешнего выхода из этих обстоятельств.
На эти пути и распутья посылает человека диавол, чтобы тот искал выхода везде, кроме Бога. Происходит то, что человек забывает слова Писания: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже нет спасения» (Пс. 145, 3).
На кого же человеку надеяться? — «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23).
В этот момент самое главное для человека — не лишиться терпения и независимо ни от каких обстоятельств продолжать исполнять заведенный молитвенный круг и духовный распорядок жизни.
Как сказано: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22).
Если мы не уподобимся в духовной жизни ученикам Христа и не станем выполнять определенных задач и упражнений, то все, что нам преподают в теории, не принесет нам пользы и продвижения вперед не будет.
Господь желает, чтобы каждый из нас возрастал в меру «духовного человека», а это невозможно без узкого тернистого пути: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).
Для того же, чтобы понести все обстоятельства без ропота, надо иметь немногое, но очень важное — доверие и верность Богу. Верующих людей очень много, а верных Богу очень мало. Верующий воспринимает слово Божие и верно его делает.
От Бога надо принимать в жизни не только сладкое, но и горькое, это как лекарство послужит нашему своевременному исправлению и изменению нашей жизни. Господь никогда и никого беспричинно, бесцельно, бессмысленно не вводит в скорбные обстоятельства жизни, но, напротив, посылает эти обстоятельства с глубочайшей и единственной целью — спасти бессмертную человеческую душу, которую другим способом исправить, изменить и возвысить невозможно.
Когда святому Антонию Великому открылась духовная картина всего мира, то он увидел, что богатые наслаждаются жизнью; бедные терпят не только неимоверные внешние, но и внутренние страдания; старики, уставшие от жизни, просят смерти и не умирают; молодые, полные сил, энергии и жизненных планов, внезапно уснувши, не просыпаются и так далее. Святой Антоний обращается к Богу с такими словами: «По какой причине происходит все это и какой смысл во всем этом?». Тогда в ответ он услышал голос: «Антоний, не пытайся своим человеческим ограниченным умом вникнуть и познать неисповедимые и неисследуемые судьбы Божии. Внимай себе и довольно с тебя».
Если святому Антонию Великому не был открыт до конца смысл скорбей, страданий и вообще происходящих событий, то, конечно, нам это может быть открыто еще в меньшей степени. Только время все расставляет на свои места и человек, переживший время скорбей и тяжелых обстоятельств, понимает, что именно так, а не иначе угодно было Богу, и если волос с головы человеческой не падает без Его воли, то тем более события нашей жизни не случайны.
Надо только довериться Ему всем сердцем, всею душою, не отступив ни при каких обстоятельствах от своей домашней молитвы, от Таинств, от Церкви. Таким образом, внутри этого спасительного Божественного корабля мы безбедно совершим наше плавание по житейскому бурному морю и достигнем тихой пристани, которую уготовал Бог каждому из нас, но поскольку у всех свободный выбор и свободная воля, то конечный пункт прибытия будет зависеть от нас самих.
Пусть всегда звучит в нас ободряющий голос Господа и Спаса нашего Иисуса Христа: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Аминь.
архимандрит Мелхиседек