Главное

Расписание богослужений

43728.pВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры!

Один епископ говорил: «Как человек проведет первую неделю поста — так он проведет весь пост. Как он проведет весь пост — так он проведет весь год». Потому что Великий пост является первым постом в году. Он является как бы даром Богу, залогом того, что мы к чему-то себя понуждаем — ради заповедей Божиих, которые преступил Адам, вкусив запретный плод и лишившись рая. Поэтому мы путем воздержания и послушания воле Божией будем стараться возродить в себе эту духовную жизнь в дни Великого поста, о которых святые отцы сказали: «Возсия весна постная...», и: «Постимся постом приятным... Пост есть — злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (то есть клеветы), лжи и клятвопреступления — сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный».

Пост еще не успел начаться, а многие уже испытывают на себе диавольские искушения — некие страхования, боязни: как мы его проведем, что впереди? Каждый из нас должен знать, что во время Великого поста мы объявляем войну диаволу. Мы — люди слабые, немощные, никуда не годные — знаем, что без помощи Божией невозможно в чистоте, правильно, богоугодно, православно совершить святой пост. И в то же время знаем о том, что Господь говорит каждому из нас: «Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 17–18).

За малый подвиг, за малое делание, за послушание Богу и Церкви Господь дает человеку духовные силы, чтобы во время Великого поста хоть немножечко продвинуться в духовной жизни. Вот этим запасом, этим заделом духовным, который мы соберем во время Великого поста, мы будем питаться в течение всего года. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Первый признак охлаждения души — есть леность к службе, леность к молитве». Поэтому в эти оставшиеся дни — в субботу и воскресенье — мы должны постараться завершить все намеченные житейские дела, чтобы первую неделю поста провести в храме, насколько это возможно для нас — людей, обремененных работой и семьей. Для нас первая неделя поста — это средоточие духовной жизни. Поэтому и утром и вечером постараемся быть за этими дивными, возвышающими от земли к небу, будоражащими великопостными богослужениями. Послушаем эти дивные молитвы, эти покаянные песнопения, которые способны растопить любое ледяное, черствое и окаменелое сердце, чтобы хоть малая слеза (если не внешняя, то внутренняя) источилась из нашей многострадальной, многогрешной и многоболезненной души.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» Только с Божией помощью возможно сподвигнуть нашу душу к покаянию и, самое главное, к исправлению жизни и тех бесчисленных недостатков, страстей, которых полно у каждого из нас. Для этого милостивый Господь, «не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был» (ср.: Иез. 33, 11), даровал нам это великое, духоносное, преображающее время святого Великого поста.

И сегодня, когда Святая Церковь вспоминает изгнание нашего праотца Адама из рая, будем помнить, за что он лишился этого рая. За то, что не поверил Богу, за то, что сам захотел стать богом, за то, что преступил Божию заповедь о воздержании, которая повелевала ему, Адаму быть рабом Божиим, а ум его чтобы властвовал над телом. Но стало все наоборот — Адам стал рабом своего чрева и через это сделался рабом диавола.

А у нас сейчас все должно стать наоборот — через послушание Богу, через послушание Церкви мы должны стать господами над своими собственными страстями, пожеланиями, чтобы не плоть руководила нами, а ум наш повелевал чреву и телу делать то, что должно делать во время поста. И тогда мы на самом деле станем выше нашей плотской жизни, потому что дух должен властвовать над телом, а не наоборот. И в эти дни Великого поста Господь дает нам возможность попробовать с помощью Божией, что же это такое — жить духом и жить, исполняя повеления Божии? Апостол говорит: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8).

И это сеяние — да будет оно обильным во время поста, потому что «сеющии со слезами, пожнут с радостью» (ср.: Пс. 125, 5). И вот этой радости духовной да сподобит Господь каждого из нас во время Великого поста и в конце пути да дарует нам радость светлого Христого Воскресения!
Несколько дней назад я был в Оптиной пустыни и ездил с одним игуменом в строящийся храм. Я ему говорю: «Брате, скоро Великий пост!». А он мне говорит: «Отче, скоро Пасха!». (То есть — кто о чем.) Поэтому пост, в который мы с вами вступаем, должен растворяться радостью о грядущем преображении души, об очищении ее от грехов и страстей. И великий праздник Пасхи встретить с радостью и принести Богу не сухое тело и сухое пузо, а душу, напитанную словом Божиим, молитвой и слезами покаяния. Желаю каждому из нас предстать пред Господом плодом зрелым по окончании этого Великого поста, данного нам для спасения нашей с вами бессмертной души. Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция